Во время Второй мировой войны применялись сотни боевых машин, некоторые из них имели пугающие габариты и превышали массу в 75 тонн. Именно их и относили к категории сверхтяжелых танков. Данные разработки основывались на идеях "абсолютной" непробиваемой машины для захвата территории противника. За всю историю было создано лишь несколько прототипов, однако ни один из них не участвовал в боевых действиях.
КВ-5 - 100 тонновый танк Советского Союза
Разработка данного танка началась в 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны, работы велись на Ленинградском Кировском заводе по чертежам конструктора Жозефа Котина. На то время танк должен был весить более 100 тонн и иметь максимальную толщину брони среди всех боевых машин. Впоследствии был создан только макет танка, после появления угрозы захвата Ленинграда со стороны Германии проект вынуждены были свернуть.
Британская "черепаха"
Британский танк Tortoise (A39) также строился и испытывался в годы Второй мировой войны, однако так и не был запущен в серийное производство. Башня данного танка не поворачивается, что дает ей классификацию сверхтяжёлой самоходной артиллерийской установки. Всего было выпущено 6 экземпляров, эксплуатировался танк с 1945 по 1949 годы.
Немецкие сверхтяжелые машины
Третий Рейх был богат на эксперименты в различных областях, танковая отрасль не стала исключением. Одним из самых известных экземпляров стал Panzerkampfwagen VIII «Maus», всего было выпущено 2 машины. Вес танка достигал 190 тонн, он был оборудован на высоком технологическом уровне. В 1945 году при наступлении Красной Армии было принято решение о уничтожении двух машин, однако значительным повреждениям подвергся только один экземпляр. Последний образец был помещен в военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Последняя модель Е-100 разрабатывалась как альтернатива "Маусу" Фердинанда Порше, который при похожих показателях был способен на массовое производство. Проект начался в 1943 году, вес танка должен был достигать 130-140 тонн, однако уже в 1944 по личному приказу Гитлера замедлился, а позже и вовсе прекратился. Незавершенный образец в 1945 году переправлен в Великобританию, где после ряда испытаний был пущен на металлолом.
По итогу можно сделать выводы о том, что постройка сокрушительной "абсолютной" машины не увенчалась успехом. А большинство проектов либо вообще не дошли до фазы экземпляров и макетов, либо были ликвидированы.