После первой встречи с Николаем Цискаридзе я вплоть до выпускного, вспоминала его вариацию на сцене Большого. М-да-а, если бы существовала балетная мифология, Николай был бы сыном Грации и Таланта, племянником Упорства и внуком Восхищения! Большая у него родня.
Учитывая корни Николая, так и хочется произнести тост (читать с грузинским акцентом): «На Большой горе жил один маленький, но прекрасный лебедь. И однажды он решил научиться летать. Маленький лебедь разбежался с Большой горы, сорвался вниз и попал в Большой Театр, где его выходили и научили летать по сцене! Так выпьем же за Николая Цискаридзе и за то, что он правильно сорвался с гор в нужное место!»
И вот спустя восемь лет обучения мой выпускной концерт, с которого пока не понятно, куда сорвусь я. Но я подошла к нему в полной боевой готовности: ноль лишних граммов, выспавшаяся и с маленькой булавкой от сглаза под пачкой.
Первым отделением был балет «Шопениана», в котором мне досталась одна из главных сольных партий: вариация «Одиннадцатый вальс». И тут я услышала, как где-то забивают строительные сваи. Прислушавшись, я поняла, что это билось мое сердце. Волнение было запредельным. У нас было два состава. На всякий случай я выучила все сольные партии и придумала мантру наудачу. Но пока я вам ее не скажу: она мне ещё пригодится.
Наступает сводная репетиция – проверка наших нервов. Они натянуты, как струны, на которых можно сыграть или «We are the champions» группы Queen, или «Похоронный марш» Шопена. Причем показываем мы «Шопениану»! Совпадение? Надеюсь… Итак, мы – музы, грезы. Главная Партия мужская – Юноша, поэт, мечтатель…
И входит Он – Николай Цискаридзе. На тот момент уже премьер Большого Театра. Наш состав заблистал, крылышки за спиной затрепетали, подобно, как у стаи фей, которые творили волшебство на сцене. Существует ли лучший проводник на сцену Большого Театра, чем Николай Цискаридзе? Нет. Тем более, он же не Сусанин, а мы не поляки – приведет, куда надо. Николай был идеален в партии Юноши-поэта. Идеальный герой для любовных романов. Только для дорогих и хороших.
И вот оно «Время Ч-е»… Че сейчас будет-то, а…? Главное, спокойно. Полный зал: зрители, родители, мечта совсем рядом! Самое время для балетной мантры на удачу. Начала говорить про себя:
Крути-крути фуэте,
Не забудь про па-де-де.
Скоро выйдем на поклон,
Всем завистникам - облом.
Конечно, танцевать у меня получается лучше, чем придумывать заклинания. Но я в него верила, как и в себя. Все, я готова к полету, закрылки выпущены.
«Шопениана» начинается торжественным полонезом. Тяжелый бархат занавеса еще закрыт. Подобно солдатам мы заняли свои позиции для атаки. Я лежу в позе грезы, в центре сцены, практически в ногах у Николая Цискаридзе. Заочно поклонилась его таланту. Нервно ерзаем, снова застучали строительные сваи. Ждём открытия занавеса.
И тут Юноша-поэт уверенно сказал: «Девочки, внимание, последняя фраза». Занавес распахнулся. Госпожа Интрига наблюдала за моим выступлением, ехидно улыбаясь.
Дальше, как во сне… В хорошем, который с четверга на пятницу сбывается. Проснулась только на поклоне, аплодисменты, цветы. После педагоги ринулись на сцену поздравлять учеников. Их объятия были сильны. Возможно, не уступали удушающему приему Хабиба против Макгрегора. Это была искренняя радость людей, которые учили тебя все восемь лет, и ты их не подвел. К нам подошла великая Марина Тимофеевна Семенова. Она была педагогом Николая в театре. Поздравила со спектаклем коротко и лаконично: «Поздравляю, молодцы». Но для меня ее короткое поздравление было целой поэмой хвалебной речи.
После экзаменов и концерта ко мне подошла Госпожа Интрига и взяла за руку. Мы ждали приглашения от разных театров. Большой Театр, Станиславского, Кремлевский балет, Труппа Гордеева, Таранды… Вывесили списки. Моя фамилия значилась среди приглашенных на просмотры во все театры. Это как выиграть во все лотереи сразу. Но Самый Главный Выигрыш и Самый Большой – это приглашение на просмотр в Большой Театр.
Новый виток Госпожи Интриги. Судьба еще не решена. Новый уровень – последний, чтобы победить босса … точнее боссиху - Интригу! А закрутила она её лихо. Для просмотра пригласили 10 девочек и троих мальчиков. «чертова дюжина», чертята будут танцевать на сцене. Снова станок, комиссия из педагогов театра, дрожащие поджилки и… начали: раз, два, три…
Как же мы были хороши, чертяки. Класс давали театральные педагоги: Б.Акимов и М.Кондратьева. После - снова томительное ожидание, растянувшееся на два часа. В итоге в театр взяли только… ТРИНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК!!! Всех, Карл, ВСЕХ!!! А вы говорите, что в мире только семь чудес света. Вот вам восьмое.
И вот я в Большом – рядом с Николаем Цискаридзе. Теперь даже не знаю, буду ли мечтать о чем-то еще… Конечно, буду. Ведь я теперь умею не только танцевать, но и парить.
_______________
✨ Пингвин я или лебедь? Путь на главную балетную сцену страны
✨ Воспоминания об экзаменах: цвет настроения-сирень
✨ Поступление в хореографическое училище