Картину уже запустили в производство, когда Куросаву посетила делегация актеров, которые не поняли такой многогранный сценарий.
«Что значит это все?», – спросили они указывая на сценарий «Расёмона». Ответ Акиры вошел в историю: «Это отражение жизни, а у нее не всегда простой и понятный смысл».
Больше его ни о чем и никогда не спрашивали – бесполезно: «Ходжо», – сказали актеры. Ходжо – это маска театра «Но», обозначающая мудреца-философа. Обычно она появляется в ключевых моментах пьесы.
К сожалению фильм «Расёмон» на родине автора прошел незамеченным. Виной всему конфликт между независимыми кинематографистами и монополистами.
Куросава, по его словам, готовился «снова есть холодный рис», когда вдруг узнал, что стал лауреатом Венецианского фестиваля. Оказалось, продюсер Джулиано Строминджоли будучи в Токио посмотрел «Расёмон», проникся истинной и тайно вывез копию ленты в Европу. Не исключено, что это главная заслуга Джулиано Строминджоли перед человечеством.
«Расёмон» принес Куросаве мировую известность. Хотя скептики утверждали, что фильм взял исключительно экзотикой. Общее мнение – Куросава открыл Японию остальному миру.
Сценарий к своим фильмам Куросава писал сам, а при подготовке тщательно изучал шедевры мировой литературы. «Надо понять...», говорил он, «...откуда берутся чувства, которые бередят твою душу».
В случае с картиной «Жить» – это очевидно. В то время режиссер прощался с матерью – самое время подумать о смысле жизни. Фильм повествует о последних днях чиновника, который узнал, что неизлечимо болен. В фильме каждый кадр пропитан скорбью.
А исторический фильм «Семь самураев», Куросава решил посвятить своему отцу. Банальная фраза «Время все расставляет по своим местам», ее в Японии говорят по-другому: «Бурный поток превратился в спокойную реку. Многое видел и не спешит».
Продолжение истории читайте в четвертой части