Найти тему
Кинофил и книгоман

“Звёздные войны” в сеттинге древнего Китая. Полный обзор на фильм “Мулан” 2020 года

Один из официальных постеров фильма
Один из официальных постеров фильма

Только что закончила смотреть фильм и статью пишу, что называется, “по горячим следам”. Первое и самое главное, что хотелось бы сказать - я разочарована. Первый раз посмотрев трейлер, я настроилась на красивую историю, по словам создателей, максимально приближенную к оригиналу.

Не совсем понятно, правда, на какой именно оригинал опирались создатели, учитывая тот факт, что Хуа Мулань - фигура по большей части мифическая, и доподлинно неизвестно, какая именно из версий её истории хоть сколько-нибудь правдива. Да и существовала ли Хуа Мулань на самом деле? Выяснить это, увы, уже не представляется возможным.

Живопись маслом по шёлку "Хуа Мулань идёт на войну"
Живопись маслом по шёлку "Хуа Мулань идёт на войну"

Мне, на самом деле, грех жаловаться: я хотела красивую историю - я её получила. Отличная операторская работа, яркие костюмы, хорошая музыка. Сюжет вот только подкачал - его украшают разбросанные тут и там логические дыры и откровенно смехотворные сцены. Например, когда ведьма (не спрашивайте пока, к этому мы ещё вернёмся) захватывает тело солдата, а потом возвращает себе прежний облик, солдат исчезает бесследно. Куда, боюсь спросить?

Ладно, давайте закончим на этом лирическое отступление и перейдём, непосредственно, к истории.

Фильм начинается с пропитанного пафосом мужского голоса, который говорит, что существует много легенд о воительнице Мулан. С этим пока не поспоришь, легенд, действительно много. А ведь есть ещё пьесы и какое-то количество фильмов разных лет и жанров. И два мультфильма. один из которых Диснеевский.

Но в следующий же момент тот же голос начинает нести фантастической силы бред о некой “ци”, которой не может обладать женщина, а только мужчина. И в Мулан эта сила есть.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Давайте сразу "договоримся о терминах". Википедия говорит нам, что “ци” - одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры. Если коротко, то у “ци” есть три более или менее устойчивых определения:

  • универсальная субстанция вселенной
  • наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением
  • психический центр или «сердце» — синь, находящийся под влиянием воли и регулирующий чувство

И ни одно из этих определений не подходит под ту версию “ци”, которая указана в фильме. “Мулан” 2020-го года представляет нам “ци” как некую почти магическую силу, вроде пресловутой Силы из “Звёздных войн” Джорджа Лукаса.

То есть, серьёзно? Ни в одной из известных мне историй о Хуа Мулань (иногда Фа Мулань, но это зависит от перевода) не упоминается эта мистическая “ци”. Основным мотивом всех этих историй было упорство, с которым главная героиня преодолевала все жизненные препятствия, становясь сильнее и развиваясь за счёт тяжёлых тренировок и жизненных испытаний. Хуа Мулань участвовала в войне, которая длилась двенадцать лет. Не закалиться, как физически, так и морально, в подобных условиях просто невозможно. Тут либо ты, либо тебя, третьего, как правило, не дано.

Дисней обнаглел настолько, что считает себя в праве приплетать к реальной истории загадочные высшие силы? Или это последствия разгула феминизма? Но, ребят, вы же сами во время промо-компании заявляли, что снимаете преимущественно для Китая. А у них в ходу совсем другая пропаганда, не имеющая к феминизму никакого отношения!

-4

Неудивительно, что целевая аудитория фильм не оценила. Мне бы тоже было обидно, если бы моего любимого и даже где-то священного историко-мифологического персонажа буквально смешали с грязью, прямым текстом сообщив, что сам по себе этот самый персонаж ничего из себя не представляет или и того хуже - представляет, но только за счёт своей половой принадлежности. Вы бы её ещё чёрной сделали, толерантные вы… люди.

Хорошо-хорошо, я успокоилась, едем дальше.

А дальше фильм переносит нас в некое своеобразное поселение, построенное в лучших традициях Питерских дворов-колодцев, в замкнутом пространстве которого маленькая девочка, увлёкшись погоней за курицей, занимается оголтелым хулиганством и вандализмом - ломает статую птицы, рассыпает фрукты в храме, сбивает черепицу, бегая по крышам, а потом в высшей степени эпично избегает падения и ловко возвращается на землю, размахивая бамбуковым шестом.

Ну прямо Рэй из последней трилогии “Звёздных войн”, и нет, я ни на что не намекаю. Просто очень способный ребёнок. И когда отец сурово смотрит на неё, расстраивается. Милая, а ты чего ожидала? Похвалы за вандализм, хулиганство и подвергание собственной жизни нешуточной опасности?

А если бы крыша, не рассчитанная на то, чтобы по ней бегали активные маленькие девочки, проломилась?

Маленькое наивное дитя.

Кадр из фильма. Эта девочка - маленькая Мулан
Кадр из фильма. Эта девочка - маленькая Мулан

Тем же вечером Мулан и её младшая сестра подслушивают разговор родителей, которые ведут серьёзную беседу о необычности Мулан, не проверив наличие этой самой Мулан в поле слышимости. Из разговора становится понятно, что то, что их дочь обладает энергией “ци” - плохо, ведь обладать ци могут только сыновья, а дочь славит семью браком.

- Сью не доставляет хлопот, - произносит мать.

Вот уж точно неправда. Сью, которые Мэри, доставляют очень много хлопот, причём всем, а твоя дочь - Мэри Сью, и вовсе не потому что она эпично скачет по крышам и не боится пауков, а потому что НАМ ОБ ЭТОМ СКАЗАЛИ ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ В ПЕРВЫЕ ЖЕ ТРИДЦАТЬ СЕКУНД ФИЛЬМА!!!!!

Или… она имела в виду младшую дочь? Ладно, неважно.

Тут следует прояснить. Мэри Сью, если кто не в курсе, это такой абсолютно идеальный во всех отношениях персонаж, которому всё даётся легко и просто. Он легко колдует, впервые пробудив в себе магию, сражается любым оружием, впервые взяв его в руки, легко влюбляет в себя абсолютно всех персонажей и так далее. Сейчас это понятие становится больше юмористическим, но ещё совсем недавно можно было легко увидеть такую вот Мэри (или Марти, если это парень) в главной роли в каком-нибудь третьесортном романчике с мягкой обложкой, купленном на вокзале, чтобы не скучать в пути.

А главная героиня у нас самая настоящая Мэри Сью.

Типичная Мэри Сью. ни на что не претендую, изображение найжено на просторах интернета.
Типичная Мэри Сью. ни на что не претендую, изображение найжено на просторах интернета.

Чуть позже отец ловит Мулан за попытками приклеить крыло поломанной статуи птицы без суперклея, хитро подпирает деталь снизу палочкой, чтоб держалось (палочкой, Карл!) и ведёт с дочерью беседы о вечном, призывая прятать свою “ци” и попутно вбрасывая жиииирный намёк на то, что будет происходить дальше, рассказывая легенду о жар-птице... ой, извините, о фениксе, который умирает и возрождается из пепла.

следующий кадр перебрасывает нас в пустыню на северо-западе Китая, на Великий Шёлковый Путь, по которому хмурый погонщик с накрашенными глазами ведёт караван верблюдов. Насчёт пустыни я ничего говорить не буду, поскольку не сильна в географии, но гордое одиночества погонщика меня потрясло. Караван, где бы он ни шёл. никогда не сопровождается одним человеком - это банальное пренебрежение безопасностью. Погонщик встречает молчаливую странно загримированную женщину, которая подходит к нему вплотную, а потом сливается с ним в единое целое. И я сейчас ни о чём неприличном не говорю - нам просто показывают, как тени двух человек сливаются в одну. Забегая вперёд, предупрежу, что эта женщина - ведьма, и её так называют потому, что она тоже обладает силой “ци”, но в отличие от Мулан, умеет не только круто сражаться, но и проделывать вот такие фокусы, а ещё превращаться в птицу.

Кадр из фильма. Экстравагантная мадам с птичьей рукой - та самая Ведьма.
Кадр из фильма. Экстравагантная мадам с птичьей рукой - та самая Ведьма.

Это… магия? То есть, серьёзно? У нас тут ещё и мистика в жанрах? Вы хотите сказать. что убрали невероятно харизматичного дракончика, но добавили какую-то непонятную ведьму, намёка на которую не было ни в одной из версий истории о Хуа Мулань?

Кстати, о дракончике. Создатели фильма ещё на стадии подготовки к съёмкам гордо заявили, что эта история не будет похожа на мультфильм 98-го года и будет приближена к оригиналу. При этом:

  • Основная музыкальная тема фильма совпадает с основной музыкальной темой мультфильма;
  • В фильме Мулан так же, как в мультфильме, приходит к свахе, но проваливает экзамен на звание хорошей жены;
  • Персонажи второго плана - сослуживцы Мулан - в точности копируют образы тех же персонажей из мультфильма;
  • Тренировочный лагерь не просто похож - он точная копия тренировочного лагеря из мультфильма;
  • В принципе, весь фрагмент фильма с боевой подготовкой Мулан копирует тот же фрагмент из мультфильма, с поправкой на отсутствие в фильме песен.

Мулан представляется сыном своего отца, знакомится с боевыми товарищами, тренируется, превосходит своих сослуживцев и ходит купаться на озеро, чтобы никто не узнал, что она девушка.

Конеееечно, это ни разу не похоже на мультфильм, что вы, что вы!

Боже, дай мне сил.

Возвращаясь к сюжету с Ведьмой. Имени её мы так и не узнаем - Ведьма и Ведьма. Она превратилась в погонщика, чтобы когда на город нападёт отряд её хозяина - Бори Хана - вернуть себе прежний облик (и зачем перевоплощалась, интересно?) и под видом единственного выжившего китайского солдата проникнуть во дворец императора, рассказать, кто именно напал на Китай и узнать, что именно Император намерен противопоставить Жужанам. Нет, я не знаю, кто такие жужане. Или жужаны...В мультфильме на Китай вообще нападали Гунны.

Кадр из фильма. Это тот самый Император.
Кадр из фильма. Это тот самый Император.

Всё это, кстати, происходит спустя какое-то количество лет после знакомства зрителя с маленькой Мулан. Кроме географических, других титров в фильме нет, так что ориентируемся во временном отрезке фильма, как можем.

И пока гонцы разносят повестки в армию по деревням, Ведьма докладывает своему хозяину об успешно проведённой шпионской операции и говорит, что она не ведьма, а воительница. Ты серьёзно, милая? А захват чужого тела с последующей его дезинтеграцией тогда как называется? Или превращение в птицу? В множество маленьких то ли птиц, то ли летучих мышей? Мулан, например, так не может. Интересно, кстати, почему - “ци” в фильме различается так же, как Сила в “Звёздных войнах”? Там тоже всё делилось на светлую и тёмную сторону, а носители Силы были Джедаями и Ситхами. Ерунда какая.

Официальные промо-материалы. Так выглядит Борис... то есть, простите, Бори Хан
Официальные промо-материалы. Так выглядит Борис... то есть, простите, Бори Хан

Итак, Бори Хан строит козни и объединяет под собой племена кочевников, попутно рассказывая Ведьме, что она вовсе не всесильная чародейка, а всего лишь женщина, которую изгнали за то, что она родилась женщиной и при этом обладала “ци”.

Мулан же, переодевшись в отцовские доспехи, взяв его меч и коня, под покровом ночи сбегает из дома, чтобы пойти на войну вместо отца, который не способен воевать по состоянию здоровья, но слишком горд, чтобы это признать. На полпути она встречает покровителя своего рода - кусок компьютерной графики в виде феникса. Этот самый феникс, кроме метафорической, никакой роли в фильме не сыграет, и его никто, кроме Мулан не видит. Ну а что? Кто-то воображает себя Наполеоном, а кто-то видит фениксов. Шиза у всех своя, так что всё честно.

Кадр из фильма. Тот самый феникс.
Кадр из фильма. Тот самый феникс.

Дальнейшее развитие событий я уже описала выше: Мулан прибывает в лагерь, тренируется, притворяется парнем… а потом их отправляют в бой.

И вот тут начинается откровенный трэш.

Мулан в какой-то момент оказывается совершенно одна, и её находит Ведьма, которая прямо заявляет, что сослуживци и друзья никогда не примут Мулан такой, какая она есть. Мулан на провокации не ведётся, за что получает металлической птичьей лапой в грудь и, приложившись головой о скалу, вырубается. Полежав так какое-то время, она приходит в себя и решает, что больше не хочет изображать из себя парня, потому что это нечестно с её стороны, а одна из заповедей на мече её отца гласит - будь честным. Она расстёгивает повреждённый доспех и выясняет, что утяжки для груди, которыми она пользовалась, спасли ей жизнь. Закадровый голос в это время сообщает, что только раскрыв свой обман и приняв себя она может победить, а картинка прямым текстом говорит, что этот самый обман ей только что жизнь спас. Определитесь, пожалуйста, какой точки зрения мне придерживаться, а то как-то не очень логично получается.

На скаку сбрасывая с себя доспехи, Мулан мчится на выручку своему отряду. Прямо в гущу сражения. Без доспехов. Молодец, что сказать.

Кадр из фильма. Мулан эпично сражается без доспехов.
Кадр из фильма. Мулан эпично сражается без доспехов.

Когда сослуживцы Мулан попадают в засаду, и их бомбят из катапульты, она решает отвлечь жужанов (жужан?..), вынудить их развернуть катапульту и выстрелить в сторону заснеженной горы. И у неё получается.

То есть, серьёзно? Кочевники, которые, по идее, должны знать, как ведёт себя природа в том или ином регионе, выстрелили огромным чугунным шаром в заснеженную вершину. И выглядели потом такими удивлёнными, когда их накрыло лавиной.

А Мулан после этого гордо явилась к своему отряду и сообщила, что девушка. Извините, товарищ командир, что обманывала.

Командир её изгоняет, она уходит и заливается слезами на фоне закатного неба.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Там её снова находит Ведьма и предлагает присоединиться к ней, чтобы всем показать, где раки зимуют. Ну, и заодно раскрывает коварные планы своего хозяина по убийству Императора. Мулан говорит, что никогда не предаст Китай, и мчится на поиски своего отряда, хотя ей было чётко сказано: вернёшься - будешь казнена.

Но её, как ни странно, не только не казнят, но и выслушивают и позволяют занять место командира, чтобы спасти Императора.

Но они не успевают. Отряд Мулан ввязывается в бой с Жужанами, а сама она, попав в тронный зал, находит там только Ведьму, которая до этого превратилась в советника и от имени Императора отдала приказ собрать все войска в одном месте, чтобы они уж точно попали в засаду.

Но ведь отряд Мулан круче лестницы и десятка варёных яиц, поэтому они пробиваются вперёд и ввязываются в бой уже на следующей локации, а Мулан, как самая крутая и вообще главная героиня, следует за Ведьмой, в один момент сменившей мотивацию и решившей поступить благородно.

На мой взгляд, это очень относительное благородство, ведь если посмотреть на происходящее глазами Бори Хана, то поступок Ведьмы будет выглядеть предательством. Но он не главный герой, поэтому на его мнение фильму как-то наплевать, ведь в центре внимания у нас Мулан - главный персонаж фильма и основной транслятор морали.

Но Ведьма всё-равно умирает, поймав стрелу, предназначавшуюся Мулан. Печально, мне нравился этот персонаж. Но скучать по ней я не буду - уж очень её история напоминает сотни таких же. Ах, я такая бедная-несчастная, меня изгнали ни за что, только за то, что я была женщиной с энергией “ци”. А теперь я умру, чтобы вы все прониклись ко мне запоздалой жалостью и не заметили, как персонаж Императора резко меняет своё отношение к тем, кого ненавидел ВСЕ ГОДЫ СВОЕГО ПРАВЛЕНИЯ!!!

Мулан эпично сражается с Бори Ханом, роняет отцовский меч в лужу расплавленного железа, которое этот самый Бори Хан разлил, чтобы сжечь Императора, побеждает главного злодея и становится героем.

Кадр из фильма. Мулан готовится вступить в битву с "финальным боссом"
Кадр из фильма. Мулан готовится вступить в битву с "финальным боссом"

Из её отряда тоже никто не погиб. Все выжили, все герои.

Император предлагает Мулан стать воином элитного войска, и вот этот момент действительно отличает фильм 2020 года вообще от всего. В некоторых версиях Император, продолжая считать Хуа Мулань мужчиной, предлагает ей должность своего советника. Иногда она даже соглашается. По другой версии Мулан просто возвращается домой и продолжает жить, как жила до войны. Но ни в одной версии ей не предлагали стать воином неких таинственных элитных войск.

Мулан говорит, что ей, конечно, очень лестно, но она должна вернуться к семье и извиниться перед отцом за свой побег.

Её отпускают, и она возвращается домой, вгоняя всех жителей своей деревни (того самого огромного деревянного двора-колодца) в предобморочное состояние. А в окончательный и бесповоротный нокаут всех отправляет командир отряда Мулан, который появляется спустя пару минут, привозит Мулан новый меч и передаёт, что Император очень хочет, чтобы Мулан стала джеда… простите, воином.

Мулан таинственно улыбается и смотрит в небо, где над образовавшейся немой сценой пролетает кусок 3D-графики, по ошибке названной фениксом.

Ответа Мулан мы так и не услышим, потому что всё тот же голос, звучавший в самом начале и принадлежавший, вроде как, отцу Мулан, подводит своеобразный итог: Мулан, мол, была девушкой, но девушка стала воином, а воин - легендой.

Занавес. Титры. Красивые, кстати, титры, под песню Кристины Агилеры.

Фильм тоже красивый. И саундтреки в нём хорошие. И нарисованный феникс даже не вызывает раздражения, хоть и выглядит ужасающе ненатурально.

Но больше ему похвастаться нечем. Сюжет нелогичен, какие-то жужане (здесь, возможно, проблема неофициального перевода, хотя не факт), непонятная Ведьма, персонажи меняют мотивацию, как перчатки, подозрительная “ци” и среднестатистическая Мэри Сью вместо главной героини.

Романтическая линия, вроде как наклёвывалась, но её тоже до конца не довели.

Моя личная оценка фильма - пять из десяти, но это только за музыку и красивую картинку.

На этом у меня всё. Пишите в комментариях, на какие фильмы вы хотите прочитать обзоры, подписывайтесь на канал и смотрите хорошее кино. Всем хорошего дня!