Найти тему

Сказки могут вылечить?

Оглавление

Сказкотерапия, как и любая другая психотерапия – форма познания и лечения души.

Сказкотерапия это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.

Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, готовой к самостоятельному пути по жизни.
Сказка содержит в себе нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы – это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего мы рассказываем сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

Задачи сказкотерапии в том, чтобы:

Развить речь детей
Выявить и поддержать творческие способности
Снизить уровень тревожности и агрессивности
Развить способности к естественной коммуникации
Развить умение преодолевать трудности и страхи
Формировать навыки конструктивного выражения эмоций
-2

Каждая сказка обладает своей неповторимостью

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Она оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. Через сказку ребята учатся составлять словесные образы. В процессе у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей.

Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значительности. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребенка справляться со своими страхами.

Формирование нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение.

-3

Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использовать эмоциональное воздействие произведений искусства и творческой деятельности на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта. Эффективность данного метода усиливается при организации комплексного подхода: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте.

-4

Совместное слушание сказок, помогает наладить нравственный климат как в детском коллективе, так и в отношениях родитель-ребенок. Дети, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными собеседниками, более доброжелательными, открытыми, сопереживающими.

После прочтения сказки полезно побеседовать с ребенком, задавая следующие вопросы:

- О чем эта сказка?
- Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?
- Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?
- Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью-либо помощь?
- Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?
- Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Лечение сказкой Страхов

-5

При страхе темноты рекомендую такие книги:
"Кто живет в темноте"
(из-во "Оникс") – это сборник стихов про вечер, ночь, темноту, которые описывают красоту ночного леса, тихого дома и звездного неба: "Ветерок свернулся и уснул, звери успокоились и птицы. Темный лес качнулся и вздохнул, и сомкнул дремучие ресницы. Где-то речка сонная слышна, но она покоя не тревожит. По лесу блуждает тишина и дороги отыскать не может" (Владимир Орлов). Книга подходит для детей от рождения до 6 лет.
"Почему ты не спишь" ирландского писателя Уодделла Мартина, получившего множество литературных премий, в частности за эту книгу. Добрая сказка о страхе темноты для самых маленьких слушателей. На русский язык книга переведена изд-вом "Поляндрия" (для детей 1-4 лет).
"Тося-Бося и темнота" известной литовской художницы и писательницы Лины Жутауте (изд-во Сlever). Героиня - храбрая девочка, но как только наступает ночь, приходит страшная Темнота и пугает малышку. Однажды Тося-Бося решает, что хватит бояться, и отправляется на поиски Темноты, чтобы от нее избавиться (для детей 3-6 лет).

При страхе животных и насекомых:
Ребенка стоит лучше познакомить с природой, рассказать, чем отличаются животные, какие из них опасные, а какие – нет. С некоторыми животными можно познакомиться ближе, рассмотреть их, взять на руки, если ребенок готов. От опасных животных научить защищаться: не подходить близко, не дразнить, использовать маски. Информация рассеивает страхи, и не только у детей.
Кроме этого можно почитать забавные книги, как например:
"
Як полюбити павучка" немецкой актрисы и писательницы Дианы Амфт (вид-во "Майстер-клас"). Книга есть и в русском переводе. Маленький паучок решил разобраться в волнующем вопросе, почему его так боятся люди. Для этого он отправился к родственникам и друзьям, чтобы услышать мнение каждого из них (для детей 3-6).
"Мурахи" испанского писателя Алехандро Альгара (вид-во "Богдан"). Автор знакомит детей с жизнью насекомых в форме доброй сказки, где муравьи рассказывают читателю о своей интересной повседневной жизни, раскрывая при этом свои маленькие секреты. (3-6)

Когда ребенок боится чудовищ:
Иногда ответ лежит на поверхности. Обратите внимание, возможно, кто-то из ваших родственников запугивает ребенка чудовищем: "Если этого не сделаешь, к тебе придет страшный Бабай!". Намеренно запугивать малыша не стоит, ищите другие способы договариваться с ним.
Если ребенок боится монстров, поиграйте с ним в театр, пусть малыш побудет в роли чудовища и в свое удовольствие попугает родителей, а потом поменяйтесь. Изображайте страшного монстра, который хочет догнать и всего лишь крепко обнять малыша. Кривляйтесь, стройте рожицы, веселитесь вместе с ребенком.

-6

Если статья Вам понравилась - ставьте лайк. Если статья наберет 50 лайков, то я выпущу список сказок для капризных детей!)