Найти тему

Ведущий на все времена. Джон Пил

Джон Пил в 1997 году.
Джон Пил в 1997 году.

Ещё со школьных лет Джон Рейвенскрофт был страшно увлечён музыкой. Даже отправившись в США для работы в хлопковом бизнесе, он отказался от карьерных перспектив в пользу работы на крошечной радиостанции в Далласе. За несколько лет он не только приобрёл свой псевдоним (по его собственному заключению, родная фамилия была «трудновата» для янки), но и сформировал совершенно новый стиль радиовещания. Пил был очень чувствителен к музыкальной повестке, и стремился поделиться со слушателями по-настоящему прогрессивным материалом: The Doors, Jefferson Airplane, Yardbirds… Многие из групп тогда впервые прозвучали в радиоэфире! В середине 60-х ставить такой материал было очень рисково, и когда ведущий узнал, что на его студию готовится облава, он вернулся на родину.

В Великобритании он продолжил развивать свой формат на «пиратской» радиостанции. Здесь он вёл авторскую программу «The Perfume Garden» (очень в духе хиппи, название отсылает к арабской эротической новелле), в которой продолжил знакомить слушателей с современным блюзом, фолком и психоделией.

Джон Пил в 1969 году.
Джон Пил в 1969 году.

Вскоре радио-судно накрыли власти, но Пилу улыбнулась удача в лице корпорации BBC. В 1967 году она запустила свою первую круглосуточную музыкальную станцию (BBC Radio 1 остаётся главной коммерческой веткой радио-эфира Британии и по сей день), на которую Джона и пригласили. Для понимания эффекта, который возымели эфиры Джона, нужно знать, что BBC – государственный монополист теле- и радиовещания в Великобритании. У них была не только строгая сетка форматов, но и очень узкий коридор допустимых жанров. В момент основания BBC 1 это большие оркестры, крунеры и многоголосые эстрадные коллективы. «Живых» записей было крайне мало, так как ротация для артистов, выпускавших новые и новые шлягеры, была на вес золота.

Теперь, когда Джон попал на такую масштабную платформу, он считал своим долгом дать молодым талантам возможность быть услышанными. Он создал передачу «Top Gear», в которой, помимо проигрывания неформатных пластинок, устраивал «Сессии Пила» (Peel Sessions): выступления музыкантов в прямом эфире. Pink Floyd, Led Zeppelin, Дэвид Боуи, T.Rex, Black Sabbath, Genesis – все эти несравненные для нынешних зрителей рок-звёзды в то время были малоизвестными новичками, в которых поверил один скромный радиоведущий.

Джон Пил на страницах музыкального журнала Disc and Music Echo, 1970 год.
Джон Пил на страницах музыкального журнала Disc and Music Echo, 1970 год.

Всю жизнь Пил расширял свои музыкальные познания и ставил в эфире всё более разнообразный материал. В 70-х он продвигал не только экспериментальный рок, но и совсем новую и большинству непонятные ямайские группы. Через несколько лет, во многом благодаря Джону, её необыкновенные ритмы станут основой многих поп- и электронных жанров британской музыки.

Он первым в стране обратит внимание на грязных и шумных The Ramones и с тех пор его шоу изменилось кардинально: Джон стал главным глашатаем панка. В его студии неоднократно побывали такие герои жанра как The Damned, Buzzcocks, Siouxsie and the Banshees. К группе The Undertones у Пила было особое отношение: самой любимой песней ведущего была их «Teenage Kicks».

Джон Пил (второй слева) с участниками группы The Undertones и письмо, которое группа направила на BBC в 1978 году (внизу - ответ Джона).
Джон Пил (второй слева) с участниками группы The Undertones и письмо, которое группа направила на BBC в 1978 году (внизу - ответ Джона).

В конце 70-х также зарождается электронная сцена, и Пил не мог оставить это явление без внимания. Он приглашал Human League, Cabaret Voltaire, OMD. Он значительно способствовал «взрыву» популярности Гэри Ньюмана в 1979 году. Тогда на артиста ополчилась вся пресса и множество зрителей: консервативная общественность не была готова к столь радикальному холодному электронному звучанию, и довольно скоро пионер синти-попа покинул сцену на многие годы.

С наступлением 80-х Джон Пил старался бороться с нарастающей коммерциализацией музыки. Ведущий упорно продолжал звать в студию андерграундные коллективы, не имевшие возможности широко заявить о себе: The Cure, Bauhaus, Pulp, Cocteau Twins, The Jesus and Mary Chain. Группа The Smiths в виду малого количества материала написала новую песню специально для «сессий»: так появилась «This Charming Man». Пил был очень настойчив (и в итоге успешен) в своём желании продвинуть молодой австралийский коллектив Nick Cave and the Cavemen, в то время как английскbt критики ребят ни во что не ставили. Кейв до сих пор уверен, что без Джона его карьера не случилась бы.  

Джон Пил со своим продюсером Джоном Уолтерсом, 1980-е.
Джон Пил со своим продюсером Джоном Уолтерсом, 1980-е.

Это поразительно, но в то же самое время ведущий стал знакомить свою публику с совершенно иным, свежим американским жанром – хип-хопом. Ставил в эфире свежие композиции Grandmaster Flash и De La Soul. Вместе с тем не забывал уделять внимание современной британской и мировой этнике.

Он же поддерживал новые электронные акты вроде New Order, причудливую смесь рока и эсид-хауса – мэдчестер, и нарождающуюся агрессивную гранж-волну: Nirvana, TAD и Mudhoney выступили на «сессиях» аж в 1989 году. Пил открыл английской публике будущих звёзд 90-х: PJ Harvey, Ride, The Lemonheads.

В 1991 году в BBC после смены руководства начались масштабные сокращения «старой гвардии» ведущих. Джон был единственным, кто сохранил свою позицию, что говорит о колоссальном авторитете диджея. И он продолжил своё провидческое шествие по радио-волнам: на «сессиях» побывали такие звёзды электроники и танцевальной музыки как The Orb, Future Sound of London, Aphex Twin, Orbital, Boards of Canada. Пил регулярно ставил в эфире техно-треки Ричи Хоутина и Джеффа Миллса.

Джону Пилу посчастливилось быть в числе участников самого первого фестиваля в Гластонбери, прошедшего в 1976 году. На фото - тот же фестиваль, но уже в 1995 году.
Джону Пилу посчастливилось быть в числе участников самого первого фестиваля в Гластонбери, прошедшего в 1976 году. На фото - тот же фестиваль, но уже в 1995 году.

В конце 90-х и в начале 00-х Джон Пил начал новые передачи, участвовал во множестве фестивалей, появлялся на телевидении. Но музыкальные эфиры оставались главным делом его жизни до последнего дня. В чём же секрет гения Пила? Помимо интуиции, конечно же.

Джон всегда делал две простые вещи:

- Всегда стремился «услышать что-то, чего не слышал раньше»

- И ежедневно прослушивал новую коробку с пластинками-заявками до самого конца, дабы не упустить потенциальный хит.

Пил самозабвенно верил в то, что талантливая музыка должна быть услышана. Он служил этой идее всю свою жизнь, и вместе с тем никогда не зазнавался. Коллеги и музыканты вспоминают его как исключительно скромного, бескорыстного и чувствительного человека, которого мог растрогать любой добрый жест в его сторону. В эфире он был ровно таким же, как и в обычной жизни: у вас было ощущение, что вы слушаете музыку с близким другом.

Он жил страстью, которой хотел поделиться со всем миром. И, к нашему счастью, ему это удалось. 

Чтобы не пропустить новые посты о героях радио-индустрии - подписывайтесь на телеграм-канал Центра истории современной музыки!