Фигуры львов встречаются во многих городах. Самодовольные, рыкающие, устрашающие или милые, как котики. В швейцарском Люцерне лев другой, непривычный, здесь он страдающий. Величественный лев пронзен стрелой, он умирает в своем логове, истекая кровью.
Этот необычный памятник высечен в отвесной скале над небольшим прудом и посвящен верности и отваге швейцарцев, о чем гласит вырезанная надо львом латинская надпись. А еще там есть два числа: 760 и 350, которые соответствуют числу погибших и уцелевших воинов.
Эти 1110 швейцарских солдат и офицеров охраняли резиденцию французского короля Людовика XVI. В те времена за свою верность и отвагу швейцарские наемные воины ценились во всей Европе. Их начали нанимать еще в XIV веке, за хорошее жалование они служили в разных европейских государствах, да и поныне охраняют Ватикан.
Когда в августе 1792 года парижские бунтовщики осадили дворец Тюильри, французские войска перешли на сторону восставших, и лишь дворцовая охрана – Швейцарский гвардейский полк – сохранила верность королю. Швейцарцы сражались отважно. Но революционеров было больше, они захватили дворец и арестовали короля. В сражении погибло около шестисот гвардейцев, шестьдесят были казнены, а двести попали в плен. В плену многие умерли от ран. Уцелело всего 350 человек.
Среди уцелевших был лейтенант Карл Пфюфер фон Альтисхофен, который во время трагических событий был в отпуске в родном Люцерне. Он-то и задумал увековечить память своих однополчан. Но сделать это было тогда невозможно, Швейцария подчинялась республиканской наполеоновской Франции, и ставить памятник защитникам казненного французского короля было немыслимо. И только лишь спустя 22 года, в 1814 году, когда во Франции восстановилась монархия, и Швейцария обрела независимость, мечта о памятнике обрела надежду.
Карл Пфюфер хотел установить памятник в виде мертвого льва, он обращался ко многим швейцарским мастерам, но ни один проект ему не понравился. И лишь эскиз Бертеля Торвальдсена, датского скульптора, пришелся по душе, причем, не мертвого льва, а смертельно раненого. Торвальдсен тогда был признанной знаменитостью, он работал в то время в Риме. Льва по его эскизам в скале высекал швейцарский скульптор Лукас Ахорн.
Памятник открыли в августе 1821 года, ровно через 29 лет после штурма Тюильри. Торвальдсену довелось увидеть памятник лишь в 1841 году, за три года до смерти. Знаменитый скульптор был слишком занят. Его считают одним из самых плодовитых скульпторов в истории искусства. Он создал множество произведений на античные сюжеты. Заказы на бюсты поступали не только от аристократов из различных государств, но и от монархов. Всемирная известность вполне соответствовала таланту этого незаурядного человека.
Торвальдсен родился в Копенгагене в 1770 году. Его мать была из крестьян, а отец работал резчиком по дереву на верфи, где вырезал фигуры, которыми украшали носы больших кораблей. От отца мальчик и перенял способности и любовь к искусству. В 1781 году друзья устроили одиннадцатилетнего Торвальдсена в Копенгагенскую Королевскую Датскую академию искусств рисовальщиком, талант мальчика заметили и в 1786 году его приняли в модельную школу при академии. К 23 годам он уже получил за свои работы несколько серебряных и золотых наград. А в январе 1797 года ему предоставили королевскую стипендию на учебу в Риме.
Обучаясь в Риме на античных образцах он смог прочувствовать и воссоздать суть классического искусства Греции и Рима. Его хвалил сам Канова. Заказы посыпались к нему изо всех стран Европы. В Италии Торвальдсен провел более 40 лет, а когда бывал в других европейских странах, его повсюду встречали с восторгом.
Соотечественники устроили скульптору триумфальную встречу, когда в 1819 году он приехал в родной Копенгаген работать над украшением главного храма – собора Богоматери.
В 1838 году Торвальдсен насовсем вернулся на родину. Благодарные датчане тут же решили построить в Копенгагене музей Торвальдсена недалеко от главного королевского дворца.
Официальное открытие музея состоялось через 4 года после смерти скульптора.
Современниками и знакомыми Торвальдсена были Байрон, Андерсен и многие другие знаменитости. В Риме он встречался с Кипренским, который в 1833 году написал его портрет. Портрет скульптора сейчас выставлен в Русском музее, в Санкт-Петербурге.
Из всего множества работ великого скульптора мне довелось увидеть совсем немного, а сфотографировать и того меньше. Среди них памятник Иоганну Гутенбергу в немецком Майнце, установленный в 1837 году.
Про этого немецкого первопечатника тоже можно рассказать много интересного, но это уже в другой раз, когда буду писать про наше путешествие по Германии.
Торвальдсену повезло, далеко не все талантливые люди получают признание при жизни.
На моем канале много рассказов про Данию и Копенгаген.
Список всех моих статей про Скандинавию здесь.
Все фотографии и видео на канале из семейного архива.