Про Серёжку Фомина - Владимир Высоцкий
https://www.culture.ru/poems/19794/pro-serezhku-fomina
Я рос как вся дворовая шпана; Мы пели песни, пили водку ночью;
И не любили мы Сережку Фомина; За то, что он всегда сосредоточен.
Сидим раз у Сережки Фомина; Мы у него справляли наши встречи;
И вот о том, что началась война; Сказал нам Молотов в своей известной речи.
Но полуденное выступление Молотова по радио, после того, что я увидел своими глазами, уже было запоздалым.
Как свидетель, могу подтвердить, , что песня „Синий платочек“ получила свое второе рождение, так как в ней появились абсолютно точные слова . „22 июня, ровно в 4 часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война“
Я не историк, не исследователь и поставил себе задачу, поделиться тем, что сохранилось в моей памяти, как непосредственно коснувшееся меня и моих близких на продолжительном и насыщенном жизненном пути. Немного отвлекусь, особенно для тех, кто жил или бывал и помнит Киев. Дом по ул. Жилянской, в котором мы пока еще жили, расположен рядом с главным стадионом страны (им. Н. С. Хрущева, затем республиканским и олимпийским). Но и не только стадион, но и внушительный спортивный комплекс находится в самом центре города. Это удобно тем, что после любого, даже самого крупного мероприятия, столпотворение народа не происходит, так выходы открыты в любом направлении.
Кроме этого, на территории комплекса, большую площадь занимает гора,
названа именем губернатора Киева П. Черепанова. Довольно высокое и удобное плато. На нем даже построили лыжный трамплин. Но разговоры были о том, что основная ПВО города была сосредоточена именно на ней
И если об этом были слухи, то разведка уж точно знала все. Вот почему основной бомбовый удар был нанесен именно сюда, а не в другие точки. И объективно сложилось, что мы практически были рядом с эпицентром.
Мои глаза все видели, мои уши все слышали. Подобное забыть нельзя.
Ранее я писал о том, что главная причина расставания отца с его семьей, уехавшей в Южную Америку, была военная учеба и получение звания. И 23.июня 1941 года отцу вручается повестка. Как в таких случаях обязан поступить офицеру запаса. Сразу же прибыть на призывной пункт. Так он и поступил. Прошла процедура регистрации. На сборы и прощание дали 48 часов. Помню расставание с отцом под аркой нашего дома. У отца на спине вещмешок с пожитками, нервное напряжение в эту лихую годину. Последние 5 минут, и отец уходит, а мама со мной и сестрой, вся в слезах и полной растерянности, остаемся.
Что же делать дальше? Слушаем радио и просматриваем доступную нам информацию, понимая, что дело серьезное, хотя были и те, кто верил в то, что все закончится через 3 месяца. Но мама поняла, что Киев самым срочным образом необходимо покидать. Киевский военный округ делал
все возможное, для предотвращения наземного вторжения в город, но на тот период ресурсы для этого были довольно скромные.
Оказалось, что маме, как жене и матери детей военнослужащего, выдали на руки документ (литер), для возможности сделать попытку эвакуации. И мама с нами (я держась за юбку, а сестра на руках), начали ходить туда, где подобные вопросы необходимо было решать. И вот в руках бумага на получение билетов для поездке по Днепру в трюме теплохода на восток в гор. Днепропетровск.