Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.33): «ОДНАЖДЫ»

Оглавление

(Евр. 9:25–28)

Христианство характеризуется таким понятием как «один раз», «однажды», «однажды и навечно», «раз и навсегда», «единократно» (10:10; см. разные переводы). Оно лучше иудаизма, потому это последний завет Бога для последней эпохи. Обратите внимание на слово «однажды» в Евр. 9:25–28, или, как переведено в Современном Переводе, «один раз».

СМЕРТЬ ХРИСТА — «ОДНАЖДЫ» (9:25, 26)

«И не для того, чтобы многократно приносить Себя в жертву, как первосвященник входит во святилище ежегодно с чужой кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей».

Показав сходства в жертвоприношениях старого и нового заветов, теперь автор Послания к евреям делает акцент на отличиях. Первые отличия отмечены уже в стихе 24. Иисус вошёл на небеса, а не просто в земное святилище. Он не многократно приносит Себя и Свою кровь в жертву, ибо сделал это раз и навсегда (ст. 25). Ветхозаветный священник приносил не свою кровь; в противном случае она была бы «запятнана грехом». Кроме того, если бы новая система была такой, как старая, то Иисусу пришлось бы каждый год восходить на крест. Этому последнему отличию посвящена оставшаяся часть главы.

Слово «святилище» (та хагиа) (ст. 25) в греческом тексте употреблено во множественном числе, и Восстановительный Перевод, Слово Жизни и Современный Перевод толкуют его как «святое святых». При этом, слово «входит» употреблено в настоящем времени — указание на то, что во время написания Послания к евреям первосвященник ещё выполнял свою работу в храме.

В стихах 25 и 26 просматриваются три истины: (1) Христос вечен, (2) Его жертва направлена в прошлое, к грехам прошлых поколений (как видно в 9:15), и (3) Он принёс Свою кровь, тогда как ветхозаветный первосвященник приносил кровь только животных. Совершенно ясно, что Христу не нужно снова и снова приносить Себя в жертву. Этот текст опровергает учение, что Он якобы постоянно приносит Себя в жертву на небесах, а также то теологическое воззрение, что соблюдение евхаристии якобы является земным воспроизведением этой многократной жертвы. Такое учение прямо противоположно тому, что утверждается в данном послании. Христос навечно предстал перед престолом милосердия на основании Его однократной жертвы, принесённой на земле.

Отметьте три «вхождения» Иисуса, упомянутые в 9:24–28. В стихе 24 сказано, что Он «вошёл» на небеса. Стих 26 показывает, что Он «однажды, к концу веков, явился», а стих 28 говорит, что Он «во второй раз явится». Сказав, что Он «явился во плоти» (1 Тим. 3:16), Павел употребил форму того же глагола, что и в стихе 26: фанероо.

«Однажды, к концу веков» (ст. 26), скорее всего, относится к наступлению «последних дней» (1:2). Ясно, что эра, в которой мы живём, является последним периодом мировой истории, или последним веком.

Эта фраза имеет тот же смысл, что и Гал. 4:4: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (единородного), Который родился от женщины, подчинился закону». Брюс полагает, что это выражение означает «время исполнения», напоминая, что время «наступило», когда Христос пришёл в мир. Он говорит: «Не так случилось, что Христос пришёл, когда наступило время исполнения, а Его приход сделал это время временем исполнения».

Подобная фраза не оставляет места для «тысячелетнего царства» после окончания христианской эры. Откровение Христа передало человечеству последнюю весть от Бога, предусмотрело последнюю жертву на все времена и возвестило о последнем времени, или «последних днях» (1:2). Христос пришёл не в начале истории, чтобы затем многократно страдать; Он пришёл «при завершении веков» (Восстановительный Перевод), то есть в кульминационный момент истории. Ведь крест и в самом деле был завершением, или кульминацией, всего того, что Бог почёл духовно необходимым для жертвы.

Верит этому мир или нет, но приход Христа является поворотной точкой всей истории благодаря Его жертве крови. Последний акт начался с Иисуса на кресте. Он пришёл, чтобы навсегда «уничтожить» (ст. 26) грех искупленных. «Уничтожение» — сильное слово, означающее «аннулировать», «вычёркивать», «стирать» на папирусе. Иисус «явился», Своим явлением показав славу Отца во плоти (Ин. 1:14; 14:7–9; Кол. 2:9).

Хотя мы можем быть уверены, что живём в конце веков, Писания нигде не заверяют нас, что это последние несколько дней перед возвращением Христа. Если Иисус, будучи на земле, не знал времени Своего возвращения (Мф. 24:36; Мк. 13:32), то мы и подавно должны проявлять смирение и не заявлять, что знаем «признаки», указывающие на Его неизбежный приход в наши дни.

Иисус «явился» (ст. 26; в Восстановительном Переводе «явлен»), что означает, что он пришёл во плоти, дабы люди могли увидеть и познать Его (Ин. 1:14). Он должен был иметь тело из плоти, чтобы умереть за грехи мира (Евр. 2:14–17; 10:5–7).

СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА — «ОДНАЖДЫ» (9:27)

«И как людям положено однажды умереть, а потом суд».

Греческое слово, переведённое «положено» (апокеймай) (в других переводах — «суждено», «определено»), в Лк. 19:20 переводится глаголом «хранил» («спрятал»; Современный Перевод). Оно также присутствует в Кол. 1:5 во фразе «уготованное вам на небесах». Во 2 Тим. 4:8 сказано: «…готовится мне венец правды». Нечто «уготованное», «положенное» «хранится» для нас — либо наказание ада, либо слава небес.

Главная мысль здесь — что человек один раз родится, один раз живёт, один раз умирает, а затем один раз предстанет перед судом, как Христос один раз принёс Себя в жертву и явится ещё один раз. Автор имеет в виду не то, что Бог установил час, когда каждый из нас умрёт, но что смерть неминуема для всех нас. Судный день будет ужасен для тех, кто предстанет перед нашим Создателем, не омывшись от грехов.

ХРИСТОС ВЕРНЁТСЯ — «ОДНАЖДЫ» (9:28)

«Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы взять на Себя грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение».

Христос пришёл однажды, после смерти и воскресения явился Своим ученикам и придёт во второй раз. Стих 28 — единственное место в Писаниях, где упоминается «второе» пришествие, или явление, Христа. Конечно, косвенно об этом сказано и в другом месте (Деян. 1:11). Это согласуется с той идеей, что Он «после всех явился» Павлу (1 Кор. 15:8) и больше не явится вплоть до Своего второго пришествия. Это опровергает пустые измышления некоторых умов, что в недалёком прошлом Христос являлся неоднократно.

Кого Он окончательно спасёт? «Ожидающих Его» (ст. 28). Мы должны «с нетерпением и жаждой» ожидать второго пришествия Христа (2 Пет. 3:12; Российское Библейское Общество). В своих молитвах нам даже следует просить: «Гряди, Господи Иисусе» (Отк. 22:20). Искренняя молитва о том, чтобы это событие скоро состоялось, требует рвения. Мы должны с желанием дожидаться Христова пришествия (ст. 28; Восстановительный Перевод; Российское Библейское Общество). Это может быть проблемой для тех, у кого слабая вера. Пётр подразумевал, что это возможно для того, кто стремится обрести «христианские добродетели», перечисленные во 2 Пет. 1:6, 7. Для тех, кто «прилагает …всё старание» к тому, чтобы в этой жизни развить все перечисленные качества христианина, Пётр сказал: «…более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнётесь» (2 Пет. 1:10). Достигнув такого уровня веры, человек будет «ожидающим и желающим пришествия дня Божьего» (2 Пет. 3:12). В Современном Переводе сказано так: «Уповайте на приход дня Божьего и торопите приход Его».

Может ли возвращение Иисуса глубоко волновать нас? Можем ли мы уповать на Его скорый приход? Если так, то мы можем молиться вместе с Иоанном: «Аминь. Да, гряди, Господи Иисусе!» (Отк. 22:20). Павел намекает на должное отношение ко Второму пришествию. Он говорит: «…готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:8). Если человек любит первое пришествие и то, что оно значит для нас, его желание увидеть Господа, когда Он придёт снова, будет обязательно расти.

Отвергающие евангелие «сами себя делают недостойными вечной жизни» (Деян. 13:46). Когда человек не принимает евангелие как средство спасения, он выбирает его себе в качестве того стандарта, по которому он будет осуждён (Ин. 12:48).

То, что Иисус понесёт наши грехи, было предсказано в Ис. 53:10–12. Автор Послания к евреям, возможно, имел в виду именно этот отрывок, когда говорил, что Он пришёл, чтобы «взять на Себя грехи многих» (ст. 28). Исаия писал: «Он …грехи их на Себе понесёт» (53:11). В Септуагинте фраза в стихе 28 выражена практически теми же словами, что и в Ис. 53:12. Иоанн Креститель, впервые указав на Иисуса, выделил именно этот момент: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Иудейский народ с нетерпением ждал, когда первосвященник на праздник Йом Киппур выйдет из святого святых. Его появление указывало на то, что Бог принял его приношение. Возможно, это было предвосхищением прихода Христа в последний день, а если нет, то всё равно прекрасно способствовало лучшему пониманию еврейскими христианами просматривающейся аналогии.

ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ

Свидание, на которое мы все прибудем непременно, — это встреча со смертью: «Людям положено однажды умереть». Избежать этого свидания не удалось ещё никому. Некоторые, похоже, забывают об этом, когда всё в их жизни хорошо. Иисус рассказал об одном таком человеке, у которого год выдался очень богатым на урожай. Вместо того чтобы подумать, как бы побольше дать на Господне дело или как бы помочь нуждающимся, он думал только о том, как в дальнейшем будет отдыхать, есть, пить и веселиться. Не нужно будет беспокоиться о вложении денег или о банкротстве. Он был богат. И так умён, что даже сам себе давал советы, как распорядиться деньгами. Этот землевладелец решил, что всё, что ему нужно, это побольше места для хранения урожая, чтобы хватило на многие годы. Как же он ошибался! Бог фактически сказал ему (и нам — в Своём Слове): «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:15–21).

ОДНА СМЕРТЬ

В последние годы разные авторы много пишут о переживаниях некоторых непосредственно перед смертью. Большинство этих рассказов о том, что случилось с людьми разных верований и с неверующими, очень схожи. Как правило, человек утверждает, что якобы вышел из своего тела, на какое-то время завис в воздухе над своим телом, затем какая-то сила перенесла его в тёмный тоннель и, в конце концов, вынесла на яркий свет. В подобных рассказах часто описывается ощущение совершенной удовлетворённости и лёгкости, отсутствия страха перед тем, что может ждать впереди. Некоторые утверждают, что встречались с Иисусом, который дал ответы на их вопросы и проблемы. Почему-то они возвращаются к жизни, при этом забывая многие из полученных ответов, но говорят, что уже не боятся смерти. Однако в связи с этими случаями возникают некоторые проблемы. Почему люди разных верований — или вообще неверующие — испытывают одно и то же? Естественно, некоторые из них не могли «встречаться с Иисусом». Один хирург как-то сказал мне, что знает пациентов, которые испытывали такие же переживания, когда отходили от наркоза. Единственный способ узнать, что наверняка произойдёт в вечности, это читать Библию и верить в то, что она говорит о событиях, ожидающих нас после смерти.

Рассказ о богаче и Лазаре (Лк. 16:19–31) похож не на притчу, а на реальное событие. Иисус рассказал эту историю во время дискуссии с фарисеями, которые считали, что богатство — это Божье благословение за праведную жизнь, а бедность — результат бездуховности человека. Некоторые из собравшихся фарисеев, возможно, перед этим побывали на похоронах друга, и Иисус им говорил: «Ваш друг умер, как умрёте и вы. У него не было второго шанса, потому что он не послушался Божьего откровения в Моисее и пророках и не помогал бедным. Вы скоро окажетесь в его положении, если не покаетесь. Многие из вас не уверуют, даже когда Я воскресну из мёртвых. Ничего другого для вас сделано не будет. Вы получите вечное осуждение».

В этом разговоре о потустороннем мире Христос говорил им о таких вещах, о которых они ничего не знали, а Он знал всё. Обсуждение с ними таких вопросов в притче с описанием событий, которые не могли произойти, ещё больше бы запутало их и оставило бы в ещё большем неведении. Со стороны Иисуса было бы нечестно поступить с ними (и с нами) таким образом. Да этого и не было. На самом деле Он привёл им правдивую иллюстрацию с реально существовавшим богачом, который жил и умер, и теперь пребывает в мучении, и с нищим, который тоже жил и умер, и теперь может разговаривать с Авраамом в раю, вечно радуясь. Если бы это была притча, тогда кого или что олицетворяют Авраам, Моисей и пророки? Придумал ли Иисус имя («Лазарь») для персонажа притчи, который никогда не жил и не умирал? Подобная выдуманная драма была типичной для постановки на сцене, исполнителями которой были актёры, которые тогда назывались «лицедеями» (гипокритес — слово, которое сейчас переводится как «лицемеры»). Любая выдумка ниже Того, кто является воплощением «истины» (Ин. 14:6). В какой ещё притче Иисус говорил то, что не случалось и не могло случиться? Для тех, кто верит, что это притча, данный рассказ получается неправдивым в отношении происходящего после смерти. А Иисус не учил неправде.

В Отк. 20:6, 14 говорится о «смерти второй», которая изображается как «озеро огненное», или ад. «Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Отк. 2:11) Для первых христиан победить означало устоять перед искушением возврата к прошлому и отвергнуть лёгкий выход, когда их принуждали исповедать кесаря «Господом». Это показывает, что «воскресение первое» (Отк. 20:6) равнозначно «победе». Это не физическое воскресение, как и смерть вторая не является физической смертью, а вечное отчуждение от Бога. Это отчуждение включает в себя мучения «в озере, горящем огнём и серой» (Отк. 21:8). Хотя всем и положено умереть, пребывающие во Христе не умрут дважды. Кроме того, мы не будем многократно возрождаться («реинкарнировать») и умирать. Мы умрём «однажды… а потом суд».

ТОЛЬКО ОДИН СУД

Почему в стихе 27 ничего не говорится о «восхищении»? Может, такого события вовсе не будет? Слово «восхищены» (от «хватать, похищать» с приставкой, указывающей вверх; в Современном Переводе «вознесены») появляется в 1 Фес. 4:17 (см. ст. 13–18). Святые будут «восхищены», чтобы всегда быть с Господом. Нет никакого упоминания о периоде времени продолжительностью в три с половиной или семь лет. Прочтите отрывок! Это далеко не «тайное» событие, о котором хранится полное молчание. Идеи премилленариев в отношении этого отрывка просто фантастические.

Иисус придёт, чтобы судить, а не для того, чтобы в очередной раз принести Себя в жертву. Если бы Он должен был сделать это ещё раз, то это доказывало бы несостоятельность Его первой жертвы (ст. 27). К тому учению, что будет последний суд для всего человечества, в большинстве случаев относятся с презрением, хотя не многие истины представлены в Библии более ясно, чем эта (Ин. 5:28, 29; 12:48; Деян. 17:30, 31; 2 Кор. 5:10; Отк. 20:11–15). Речь Павла о будущем суде привела Феликса в ужас (Деян. 24:25). Был бы Феликс так напуган, если бы думал, что единственный суд — это то, что мы испытываем в этой жизни? Испугался ли бы он, если бы Павел учил об окончательном спасении для всех? Но Павел не проповедовал это.

Иисус вернётся в последний день (Ин. 6:39, 40, 44). Он придёт, чтобы воскресить праведных и дать полное спасение, на которое изначально указывало Его земное служение (ст. 28). Хотя христиане получают немедленное очищение от вины прошлых грехов (2 Пет. 1:9), мы пока что пребываем «в надежде вечной жизни» (Тит. 1:2). В каком-то смысле мы уже имеем эту жизнь через веру, пребывая во Христе, но полная её реальность будет нам дана при Его втором пришествии. Мы по-настоящему спасены сейчас, в этой жизни, и мы имеем жизнь вечную, покуда пребываем во Христе. Прочтите Ин. 3:16; 5:24, где глагольное время указывает на то, что, дабы сохранить своё спасение, мы должны «продолжать верить». Постоянная верность гарантирует нам пребывание во Христе, то есть в том царстве, где мы ныне имеем спасение верой. В Ин. 3:16 есть слова «дабы… не погиб». Человек не погибнет, если сохранит веру, ибо это необходимо для того, чтобы обрести и не утратить вечную жизнь.

ОЖИДАЮЩИЕ ИИСУСА

Если наша вера такая, какой должна быть, тогда мы должны с нетерпением ожидать второго пришествия нашего Господа. В проповедях второму пришествию следует уделять особое внимание и говорить о той радости, которую оно принесёт нам. Одно ожидание этого момента уже должно делать нас счастливыми.

Тем, кто молод и радуется жизни, трудно представить, как можно хотеть покинуть этот мир по той причине, что он приносит страдания. С возрастом и жизненным опытом мы начинаем реалистично смотреть на происходящие в мире события — войны, болезни, терроризм и природные бедствия. Мы в окружении врагов. Многие, следуя воле сатаны, а не Бога, стремятся уничтожить христианство. Мы постоянно сталкиваемся с нестабильностью экономики, проблемами здоровья, счастья и верности наших детей, личного успеха и многими другими заботами. Мы не должны приходить в отчаяние от всего этого, потому что Христос придёт и всё исправит. Нам не нужно лично мстить тем, кто поступил с нами несправедливо, ибо у нас есть защитник — Бог (Рим. 12:18–21). Мщение принадлежит Господу; отдайте это Ему. Если мы будем мстить, то зло овладеет нами самими. Ожидание пришествия Иисуса — замечательное решение для всех земных трудностей.

Мы не должны забывать о многочисленных подростках, находящихся на грани самоубийства оттого, что они не видят Божьей любви в своих родителях. Другие, чрезмерно «залюбленные» дома, становясь взрослыми, сталкиваются с такими невообразимыми трудностями, что просто опускают руки. Людям в любой ситуации нужно напоминать, что, если они останутся верными, Иисус сделает их победителями (Рим. 8:28, 31–39).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказанное в 9:27, 28 о смерти и последующем суде открывает нам, что после смерти не остаётся никакого шанса на спасение. Библия нигде не учит ни о чистилище, ни о реинкарнации, ни о втором шансе. Человеку Бог положил умереть, и умереть один раз. Все люди определённо умрут (кроме тех, кто ещё будет жив во время второго пришествия Христа), но ещё более определённо то, что все предстанут перед последним судом.

Иисус умер «однажды», «один раз», нам положено умереть однажды, и Христос однажды придёт ещё раз. Эти «однажды» указывают на наше окончательное, вечное спасение.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻