Найти тему
От ума/Без ума

У гения нет пола. Любительница жизни

Кем была женщина, начинавшая свою художественную карьеру, как натурщица и ставшая первой женщиной, принятой во французский союз художников? Сегодня я хочу рассказать о французской художнице Сюзанне Валадон.

Поиск своего призвания

Фото художницы
Фото художницы

Тогда еще Мари-Клементина Валад родилась в 1865 году, отец ее неизвестен, а мать работала прачкой. Женщина отправила девочку в монастырскую школу, и, я думаю, учителя вздохнули с облегчением, когда обладавшая взбалмошным характером девочка решила удти. В одиннадцать лет Мари-Клементина сказала матери, что будет обучаться какому-нибудь ремеслу. Например, цирковому!

Танцовщицы (некоторые работы художнице были связаны с цирком)
Танцовщицы (некоторые работы художнице были связаны с цирком)

Девочка стала акробаткой в 15 лет, а до этого кем только не работала: нянькой, официанткой, продавщицей. Счастье девочки на новой работе не продлилась долго, она получила травму, карьера была закончена.

Акробатка
Акробатка

Маленькой Валад ничего не оставалось делать, как вернуться в квартиру матери и начать работать прачкой. Но скоро Мари-Клементина резко изменит род деятельности.

Из прачки в натурщицу

Однажды Мари-Клементине нужно было отнести чистое белье некому Пюви де Шаванну. По удивительному совпадению этот господин был художником и в то время находился на пике своей славы. Увидев маленькую прачку, он понял, что это и есть модель, которую он так долго искал.

Мари-Клементина стала приезжать в мастерскую художника, чтобы позировать для его монументального панно «Священная роща, возлюбленная искусствами и музами». В каждом персонаже угадываются черты Мари-Клементины.

"Священная роща, возлюбленная искусствами и музами»
"Священная роща, возлюбленная искусствами и музами»

Тулуз-Лотрек «увел» у Пюви де Шаванна натурщицу а также нарисовал злую пародию на его картину «Священная роща, возлюбленная искусствами и музами». С тех пор Мари-Клементинак еще много, кому позировала: Ренуару, Дега, Тулуз-Лотреку, Дзандоменеги, Стейнлену, Форену.

Ренуар "Танец в городе"
Ренуар "Танец в городе"
Портрет Сюзанны работы Модильяни
Портрет Сюзанны работы Модильяни
Ренуар "Танец в Буживале"
Ренуар "Танец в Буживале"
Ренуар "Зонтики"
Ренуар "Зонтики"

Втайне от художников она также училась рисовать. Ее работы увидел Тулуз-Лотрек, а немного позже он же сделал так что Дега стал учителем Валад. Обычно строгий Эдгар Дега повесил одну из работ художницы у себя и сразу же заявил: «Она — одна из нас!» В то же самое время друг начинающей художницы предложил ей более звучный и французский псевдоним «Сюзанна Валадон».

Эдгар Дега
Эдгар Дега

Неистовая

Автопортрет 1883 года
Автопортрет 1883 года

Первый Автопортрет Сюзанны датирован 1883 годом. Как молодая девушка здесь изобразила себя: гордая, строгая, неприступная. Сама Валадон о себе говорила: «Я была гордой и дикой». Ее страстность, непокорность отражены на автопортрете во всей красе. Также разительно отличаются образы Валадон, созданные Ренуаром и Тулуз-Лотреком. Первый еще ярче выделял женственные черты наурщицы, а второй наоборот. Тулуз-Лотрек не желал что-либо приукрашать и изображал все черты характера Сюзанны: горячность, силу духа.

Ренуар "Девушка, расчесывающая кому"
Ренуар "Девушка, расчесывающая кому"
Тулуз-Лотрек
Тулуз-Лотрек
Тулуз-Лотрек "Похмелье"
Тулуз-Лотрек "Похмелье"

О выходках Сюзанны долго ходили слухи: выход в свет с букетиком моркови, кормление котов икрой вместо рыбы по пятницам, трапезы в обнаженном виде и коза, которой можно было скормить неудавшиеся картины. Это все отражалось и на ее картинах: яркие, непокорные как художница, их наложившая, мазки, сочные цвета и свет. Акварель Валадон не любила: слишком легкий и нежный цвет.

Сюзанна очень серьезно подходила к работе: рисовать одну картину она могла и в течение 13 лет. Несмотря на это, художница быстро добилась признания, а в 1894 году она стала первой женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств.

Загадка одной картины

"Брошенная кукла"
"Брошенная кукла"

«Брошенная кукла» написана в характерном для Сюзанны стиле: яркие тона, широкие мазки, но сюжет уже не так однозначен. Название картине дала брошенная на пол кукла — символ прощания с детством. Многие считают, что женщина на картине — содержательница борделя, а девочка готовится к приему первого клиента. Другие же утверждают, что женщина рядом — заботливая мать, вытирающая дочь после купания. Этот вывод позволил сделать факт того, что «Брошенная кукла» - один из парных портретов Марии Кола с дочерью Жильбертой. Художница не оставила на полотне подсказок, поэтому решать эту дилемму остается зрителю.

Проблемы в семье

О романах Сюзанны Валадон можно было бы написать отдельную книгу. В 1883 году родился сын — Морис, а отца не было. Когда мальчику исполнилось 8 лет, его усыновил приятель Сюзанны Мигель Утрилло. Сюзанна вышла замуж в 1896 году. Мужем ее стал обеспеченный биржевой клерк. Однако в 1909 году Сюзанна увлеклась приятелем Мориса — художником Андре Уттером. В 1914 году за него она и вышла замуж.

"Адам и Ева"(Для Адама позировал Андре Уттер, после этого и начался Роман между ним и Сюзанной)
"Адам и Ева"(Для Адама позировал Андре Уттер, после этого и начался Роман между ним и Сюзанной)

Сюзанна, Андре и Морис жили вместе, за свои выходки они получили прозвище «проклятая троица». Постоянные пьяные выходки, шум и скандалы не могли обеспечить хорошей славы. Сын Валадон с юности страдал алкоголизмом.

Женщина, лежащая на софе
Женщина, лежащая на софе

В 1902 году Морис попал в клинику после попытки самоубийства, и тогда доктор посоветовал увлечь юношу рисованием. Так мир и узнает французского пейзажиста Мориса Утрилло. Вскоре сын своим творчеством затмит мать и Сюзанна станет известна, как мать знаменитого художника.

Натюрморт
Натюрморт

Женская красота по Сюзанне Валадон

Очень много картин художницы с названиями «Обнаженная...» В свое время он поражали современников своей откровенностью, остротой. Еще более странным для публики было то, что моделью часто служила сама Сюзанна. Из-за этого работы более открыты, интимны, откровенны. Женщин она изображает со всей искренностью.

Обнаженная с драпировкой
Обнаженная с драпировкой

«Я пишу людей, чтобы их знать, не приводите ко мне женщин, которые ждут, что я изображу их обаятельными или приукрашенными, я их немедленно разочарую».

Обнаженные
Обнаженные
Фото художницы за работой
Фото художницы за работой

Восхищение женским телом, его красотой воплощено в работах художницы. Последовательница постимпрессионизма, Сюзанна наполняла свои картины светом, а человеческое тело — теплом.

"Роза перед зеркалом"
"Роза перед зеркалом"
Автопортрет 1927 года
Автопортрет 1927 года

Из прачки в натурщицы, а затем и в художницы — вдохновляющая история. Сюзанна Валадон — страстная, «неистовая», как ее называли и ее характер отображен на ее картниах. Этим они мне так и нравятся. Что думаете вы о работах художницы? Пишите в комментарии.

Первая часть - о ком сказали "Genius has no gender"?

Вторая часть рубрики - чьи картины также мрачны как и биография?

Если вам было интересно прочитайте о том, как легенда о грустном рыцаре воплотилась на картинах или о том, как фильм может быть образцом живописного искусства.