Всем доброго времени суток! 1 июля 2020 года Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей (высший законодательный орган КНР), был принят закон о национальной безопасности Гонконга (Сянгана 香港).
Основными его положениями являются: предотвращение угрозы государственной власти, в том числе подстрекательство, терроризм и вмешательство внешних сил в дела административного района. Также у правительства появилась возможность экстрадировать преступников с территории Сянгана на материковый Китай и судить их по законодательству оного.
Закон был неоднозначно принят жителями, однако был поддержан правительством Гонконга. Так Кэрри Лам считает, что принятие закона поможет городу выйти из той ситуации, в которой он оказался с 2019 года в результате протестов, против принятия закона об экстрадиции, и, по ее словам "засиять снова". Многие западные эксперты считают, что закон нарушает права человека и ставит под сомнение то, как в дальнейшем будет существовать политика "Одной страны – двух систем". Китайские эксперты в противовес говорят о том, что закон принесет стабильность и процветание в специальный административный район.
Сегодня я бы хотел поговорить о том, что-же такое политика"Одна страна – две системы", как она возникла, и почему существует.
После первой опиумной войны в 1842 году Великобритания установила контроль над территорией Гонконга и в 1898 между правительством Англии и Китая под руководством династии Цин был заключен договор, по которому над территорией Гонконга и ближайших у нему островов контроль передавался британскому правительству на 99 лет, после чего Британия обязалась передать территории обратно Китаю в 1997 году.
В Китае также находится еще один регион, который контролировался иностранцами. Макао – известный своими казино и игорным бизнесом в целом, являющийся по сути азиатским Лас-Вегасом, находился под контролем Португалии с 1557 года. В середине 1970-х годов португальские военные силы начали покидать территорию.
В 1980-х годах Дэн Сяопин, тогдашний глава КНР, инициировал процесс передачи двух территорий в лоно Китая. Главным условием для возвращения было то, что Гонконг и Макао будут являться автономными регионами со своим правительством, законами, валютой и, в целом, другой политической системой. Пекин принял эти условия, создав правило "Одна страна – две системы". Так на территории Китая появились два капиталистических элемента. Единственное, в чем регионы были ограничены – оборона и дипломатия.
19 декабря 1984 года была подписана Китайско-британская декларация в которой определялось условия автономии Гонконга после передачи его в 1997 году.
Аналогичным образом 26 марта 1987 года было заключено соглашение между Китаем и Португалией
Гонконг вернулся под контроль Китая 1 июля 1997 года, а Макао – 20 декабря 1999 года.
Такая система должна просуществовать для Сянгана до 2047 года и для Макао до 2049 года соответственно. Пока доподлинно неизвестно что будет с двумя специальными районами в будущем, останется ли политика "Одной страны – двух систем", или же ей на смену придет нечто новое, покажет только время.
Всем спасибо за прочтение и хорошего дня!