13,3K подписчиков

Советская автомобильная служба быта

186 прочитали

Советские журналы сатирической направленности вроде "Крокодила", да и, собственно, даже непрофильная пресса того времени довольно часто печатала разгромные статьи, фельетоны и едкие заметки, где освещались все недостатки сферы услуг. А недостатков было немало: необязательность и небрежность при выполнении каких-либо работ, хамство персонала, затягивание сроков, завуалированное вымогательство денег под предлогом нехватки дефицитных деталей, обвес и недостача...

Источник: pinterest.cl
Источник: pinterest.cl

Подобные проблемы обеспечивали советской сфере обслуживания далеко не самую лестную репутацию, отголоски которой кое-где встречаются даже до сих пор. Недаром в первой половине 90-х одним из "трендов" была в строка в объявлениях вакансий: "если вы работали в торговле или в другой области сферы обслуживания, просьба не обращаться!".

А ведь сама по себе задумка была замечательной, хоть и со слабенькой реализацией: комбинаты бытового обслуживания, фирма "Заря" и ее аналоги, городские Дома Быта худо-бедно справлялись со своими обязанностями, облегчая советским гражданам их и так непростую жизнь. И совершенно отдельное место в ряду этих предприятий занимали передвижные (мобильные) сервисы.

Фото: gruzovikpress.ru
Фото: gruzovikpress.ru

Магазин на колесах

Жители отдаленных населенных пунктов наверняка до сих пор помнят, как снабжение продуктами и промтоварами осуществлялось с помощью выездной "лавки". Один-два раза в определенный период времени приезжал продуктовый/промтоварный фургон, и торговля всем необходимым производилась прямо с борта автомобиля. Понятное дело, о широком ассортименте речи не шло - успеть бы купить хотя бы то, что сегодня завезли, не до выбора тут...

Но помимо "магазинов на колесах" существовали и другие передвижные услуги. Так, например, в селах и деревнях частенько показывали кинофильмы с помощью "кинопередвижки" - портативной установки. И хорошо, если в населенном пункте имелся клуб, тогда кино можно было смотреть с относительными удобствами, нередко "киносеансы" проходили под открытым небом, а вместо экрана использовалась белая простыня.

Фото: muzey-poyarkovo.ucoz.ru
Фото: muzey-poyarkovo.ucoz.ru

Кинотеатр-автобус

Более интересным вариантом мобильного кинотеатра являются автобусы, которые частенько переоборудовали для проведения детских киносеансов. На самом деле, чаще всего такие автобусы никуда не ездили, а стояли на одном и том же месте, но иногда случались и смены локации. Первый детский мобильный кинотеатр был создан в 1950 году на базе автобуса ЗИС-155 и был рассчитан на посещение 28 маленьких зрителей. Чуть позже подобные кинотеатры приобрели большую популярность и стали появляться во многих городах СССР.

Фото: 4tololo.ru
Фото: 4tololo.ru

Напитки в разлив

К одной из самых памятных вещей, достойной, пожалуй, стать своеобразным символом советского быта, можно отнести те самые передвижные бочки с квасом или молоком, выстаивать очередь к которым приходилось, наверное, каждому советскому ребенку. Бидончик в руки, несколько монеток в карман - и бегом за квасом/молоком...

В очереди можно наслушаться разных страшилок про то, какие жуткие вещи находили внутри этих бочек или про то, насколько сильно разбавляют водой эти разливные напитки... Но все равно это никого не останавливало от покупки стаканчика кваса после того, как суровая разливальщица наполнит бидончик :)

Фото: stena.ee
Фото: stena.ee

Передвижные столовые

Колхозникам, особенно в период страды приходилось нелегко: дома они появлялись лишь для того, чтобы умыться, переодеться и немного поспать. О том, чтобы уйти с поля на обеденный перерыв, конечно же, и речи быть не могло. Каждый колхоз подобную проблему решал как мог: кто-то снаряжал подводу и отправлял поварих с бидонами и котлами к месту работы труженников, а кто-то обеспечивал доставку горячих обедов с помощью мобильных столовых.

Фото: https://id.rbth.com
Фото: https://id.rbth.com

Кстати говоря, пища духовная не менее важна, чем пища телесная, и этот факт тоже был учтен при формировании сферы слуг. Поэтому еще один вариант "столовой на колесах", был представлен в виде передвижных библиотек. В городских условиях такой сервис не встречался, т.к. хватало и стационарных библиотек, а вот для жителей отдаленных населенных пунктов такие "библиобусы" (термин, популярный в советское время, но почти забытый сегодня) были очень удобны.

Мобильная медицина

Медицина тоже не отставала от остальных сфер услуг, предоставляя некоторые мобильные услуги. Так, например, существовал передвижной стоматологический кабинет, который редко работал так, как того хотелось бы нуждающимся в лечении. Проблема заключалась в том, что стоматологи очень неохотно соглашались на подобную работу - всем хотелось сидеть в привычном кабинете, а не колесить изо дня в день по пыльным колхозным дорогам. И если молодых специалистов еще могли принудительно отправить трудиться в "полевых" условиях, то более опытные врачи предпочитали иные места работы.

Фото: www.catsmob.com
Фото: www.catsmob.com

Еще один передвижной сервис, который дожил и до наших дней - это мобильная флюорография. Автомобили со специализированным оборудованием приезжали в заранее обговоренный день на территорию учебного заведения или предприятия, и специалисты обслуживали местный контингент практически без его отрыва от производственной или учебной деятельности.

Фото: astraclub.ru
Фото: astraclub.ru

В военные годы была создана первая мобильная донорская станция, которая оказалась настолько удобной, что фронтовой опыт впоследствии был перенесен и на мирную жизнь. В 50-е годы была создана целая сеть передвижных донорских пунктов, которые обеспечивали местные больницы необходимым запасом крови/плазмы.

Фото: https://id.rbth.com
Фото: https://id.rbth.com

Мобильные полярные дома

В 70-е годы, когда советские ученые уделяли огромное внимание исследованию Антарктиды и Северного полюса, проблема выживания в таких суровых условиях стояла очень остро. В 1975 году эта задача была решена: внешне передвижной дом похож на большую бочку/цистерну, да, собственно, по сути своей он цистерной и является. Мобильность такой конструкции довольно высока - ее можно транспортировать и колесной техникой, и на полозьях, и воздушным путем, и даже "паровозиком", сцепив несколько домов в караван.

Мобильные полярные дома были утеплены пенопластом, поэтому довольно хорошо держали тепло: при температуре в минус 50 градусов за окном внутри "цистерны" было около плюс 16. Те, кому доводилось служить на Севере, наверняка видели такие "бочки", в которых нередко проживали семьи офицеров. Эти дома до сих пор встречаются на дачных участках, продаются через Авито.

Не исключено, что полярные дома в скором времени подвергнутся "реновации" - не так давно мелькала новость, что китайцы планируют строить многоэтажные дома из таких вот конструкций, поставленных друг на друга в несколько "этажей".

Передвижные школы

Если можно обеспечить граждан товарами и жильем, накормить, и вылечить их с помощью мобильных услуг, то почему бы не распространить эту возможность на сферу образования? Так, например, в 1975 году на Волгоградском тракторном заводе была создана первая мобильная школа для польских механизаторов. Внутри фургона - учебный кабинет с наглядными пособиями для теоретической и практической подготовки.

Но если эта школа представлена в экспортном варианте и была рассчитана на колхозников из дружественной Польши, то в условиях СССР наибольшее распространение получили выездные классы от ДОСААФ. Как правило, этот мобильный сервис был рассчитан на подготовку водителей грузовиков, проживающих вдалеке от крупных городов и не имеющих возможность учиться в обычной автошколе.

Так же существовали мобильные парикмахерские, выездные обувные мастерские, передвижные Дома Быта, и если вам приходилось пользоваться подобными услугами, поделитесь своими впечатлениями и воспоминаниями, будет интересно!

*********************************************************

Советские машины-самоделки: гаражный автопром

-14