Сооснователь сети магазинов Fix Price Сергей Ломакин поделился мнением о влиянии пандемии на ритейл в материале издания Коммерсант.
В рамках программы «Цели и средства» Петр Косенко обсудил с предпринимателем, инвестором, сооснователем сети магазинов Fix Price Сергеем Ломакиным следующие вопросы:
- Как пандемия отразилась на ритейле в России и за рубежом?
- Как изменилось поведение потребителей?
- Как надолго в России задержится тренд на уход покупателей в онлайн?
Сергей Ломакин о влиянии пандемии на состояние ритейла
— Как пандемия повлияла на состояние ритейла в России и за рубежом?
«Ритейл — одна из самых динамичных отраслей, скорость изменений в нашем бизнесе самая активная. И то, что сделал коронавирус, — наверное, действительно беспрецедентный случай в истории, учитывая, что в России были постоянные кризисы. Первое, по закрытию неэффективных торговых точек, — это в первую очередь касается непродуктовой розницы. Но продуктовые магазины так же очень внимательно следят за экономикой точек, которые отреагировали совсем плохо, у кого не было рядом жителей, а кто-то, наоборот, сильно вырос, и магазины и сети начали верить в них. Компаниям, которые хотят удержаться на рынке, приходится все менять, о внутренних процессах думать, о структуре ассортимента, о взаимоотношениях с поставщиками и покупателями. То есть фактически за этот короткий срок реализуются меры, которые планировались компанией на ближайшие два-три года».
Сергей Ломакин об изменении потребительского поведения
— Что во время пандемии случилось с потребительским поведением? Как потребитель меняется?
Сергей Ломакин отмечает:
- Люди очень внимательно стали подходить к выбору товара
- Изменилась структура ассортимента
- После апрельского спада все сети постепенно возвращаются к росту
Сергей Ломакин подчеркивает то, что растет средний чек, то есть люди все же пока на данный момент пытаются за раз купить больше, чтобы реже ходить в магазины. Все зависеть будет от того, как COVID-19 будет дальше развиваться, но пока тенденция такая:
- Люди все равно экономят
- Берут за раз больше
- Импульсные приобретения товаров очень сильно упали, потому что нет избыточного желания что-то купить
- Все хотят как можно быстрее дойти до безопасной зоны и быть в безопасности
- Реже стали покупать продукты для здорового образа жизни, все эти товары дороже, и пока на данный момент на них экономят
- Хлеб онлайн раньше вызывал усмешку, а сейчас уже с удовольствием и его домой заказывают
— На этом хочется поподробнее остановиться. Как вы считаете, с завершением пандемии сохранится ли этот глобальный тренд на уход потребителей в онлайн, или он будет все-таки обратно откатываться в сторону офлайн-продаж?
«На фоне многих европейских стран, где онлайн-торговля уже совсем господствует, у нас пока процент населения не такой большой, но все же, я думаю, что именно сейчас наступило золотое время для онлайн-торговли, обороты выросли в 1,5-2 раза. И если у многих сетей, которые имеют многоканальную систему продаж, раньше на онлайн приходилось 2% продаж от общего объема, то сейчас — более 3,5%-4%. Те, кто раньше вообще не пользовался этой услугой, на сегодняшний момент изучил этот канал. Там, где поставщики и сети дадут хорошую услугу, точность во времени, многие товары останутся. То есть очень активно в феврале-апреле была загрузка мобильных приложений у ритейлеров, есть просто фантастические цифры, например, «Магнит» неожиданно ворвался в топ-3 среди приложений, который обогнал традиционную онлайн-платформу. Близость магазинов к местам проживания позволило им быстро делать доставку, и люди стали этим пользоваться. Плюс все сидели дома. Одно из новых развлечений — купить в интернете. Что будет дальше? Ну, посмотрим, пока продажи хорошие».
Сергей Ломакин о тенденциях ритейла
— Как вам кажется, традиционный ритейл может дать ответ на увеличение спроса на онлайн-продажи?
«Рынок давно созревал для жестких дискаунтеров и магазинов низких цен, у нас всегда об этом формате говорили, пробовали, щупали, но стеснялись играть в этот рынок, хотя во всех странах развитых это базовый формат. У нас все же мы пытались из наших дискаунтеров сделать магазины с высокой услугой, то есть давали больше услуг, чем в европейских странах, но из-за этого, соответственно, не давали супернизкую цену. Я думаю, что пришло время, и все готовы, все об этом говорят, обсуждают, пробуют это. Сегодня, чтобы конкурировать с интернетом, придется поработать с ценой, потому что доставка в интернете дорогая, и я думаю, что многие свои силы бросят в направлении жестких дискаунтеров и магазинов низких цен. Поэтому на сегодняшний момент доля реально низкая. Я думаю, что рынок шаг за шагом будет уходить в эти форматы, будет то же самое, что в развитых странах».
Сергей Ломакин о тренде на беспилотные магазины
— Тренд на беспилотные магазины — это все-таки временное явление, ситуативное, или все-таки это будет продолжаться? Можете этот формат для России оценить?
«Я скажу так: я много изучаю западный опыт, мы в России на самом деле много занимаемся инновациями, плюс большой, что у нас все новое, нам изучать технологии, внедряться. И как это у нас в России популярно, мы исторически любим новизну, поэтому будут пробовать, будут смотреть, как это будет в цифрах. Посмотрим, как это сработает».