Найти в Дзене
Тимофеева Наталья

Когда в России появилась фарфоровая посуда?

Наши цари и их окружение с испокон веков ели да пили из серебряной и золотой посуды, а народ попроще имел глиняные плошки да деревянные ложки. Но потом в Россию проникли западные нравы, и царский двор начал жить по европейскому образцу. Поэтому как только в Европе стали производить фарфор, то посуда и всевозможные изделия из этого хрупкого материала тут же вошли в моду и в России. Через 34 года после основания первой европейской фарфоровой мануфактуры в немецком городе Мейсен, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году открыли фарфоровый завод и в Санкт-Петербурге. Он стал первым таким предприятием в России и третьим в Европе. Назвали его «Невская порцелиновая мануфактура». Из Дании пригласили мастера фарфорового дела Христофора Гунгера, а в помощники ему назначили Дмитрия Ивановича Виноградова, который только что вернулся в Россию, отучившись в немецком университете. Оказалось, что датский «мастер» умел делать только кривые чашки, да и те грязноватого цвета, в конце концов у

Наши цари и их окружение с испокон веков ели да пили из серебряной и золотой посуды, а народ попроще имел глиняные плошки да деревянные ложки. Но потом в Россию проникли западные нравы, и царский двор начал жить по европейскому образцу. Поэтому как только в Европе стали производить фарфор, то посуда и всевозможные изделия из этого хрупкого материала тут же вошли в моду и в России.

Мейсенский фарфор середины XVIII века
Мейсенский фарфор середины XVIII века

Через 34 года после основания первой европейской фарфоровой мануфактуры в немецком городе Мейсен, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году открыли фарфоровый завод и в Санкт-Петербурге. Он стал первым таким предприятием в России и третьим в Европе. Назвали его «Невская порцелиновая мануфактура». Из Дании пригласили мастера фарфорового дела Христофора Гунгера, а в помощники ему назначили Дмитрия Ивановича Виноградова, который только что вернулся в Россию, отучившись в немецком университете.

Оказалось, что датский «мастер» умел делать только кривые чашки, да и те грязноватого цвета, в конце концов уго уволили. Изобретать фарфор пришлось Виноградову самому. Приличный фарфор удалось получить в 1747 г. Сначала производили чашки и блюдца, черенки ножей и вилок, флаконы, яйца, табакерки и прочую мелочь вплоть до пуговиц. Образцами служили предметы восточного и мейсенского фарфора.

Китайский и мейсенский фарфор, который служил образцами
Китайский и мейсенский фарфор, который служил образцами

В 1756 г по проекту Дмитрия Ивановича построили большую печь для обжига фарфора и стали производить довольно крупные изделия. Для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны изготовили первый «Собственный Ея Величества» сервиз, предметы которого отличают волнистые края и особый декор в виде резной золоченой сетки с пурпурными незабудками. В середине XX века рисунок этой сетки послужит образцом для самой знаменитой сейчас посуды завода с рисунком кобальтовой сетки.

Первый российский фарфор. Тарелка с сетчатым узором, чашка с блюдцем и чайник  производства 1755 - 1762 годов
Первый российский фарфор. Тарелка с сетчатым узором, чашка с блюдцем и чайник производства 1755 - 1762 годов

Всю эту красоту мы видели в Санкт-Петербурге в музее при Императорском фарфоровом заводе. Музей этот был основан в 1844 г по распоряжению императора Николая I, как хранилище образцов, достойных изучения и копирования. Уникальное собрание отражает более чем 270-летнюю историю первого фарфорового завода России.

Завод за свою долгую историю несколько раз менял названия. Менялись мастера и управляющие. Одно время заводом руководил Михаил Ломоносов. Завод был государственной собственностью, сначала императорской, а после революции – советской. С 1925 по 2005 годы завод носил имя Ломоносова. Изделия тех лет помечены клеймом с буквами ЛФЗ - Ломоносовский фарфоровый завод. У нас с 1970-х годов сохранились чашки с этим клеймом:

В 2005 года заводу вернули имя «Императорский фарфоровый завод» и соответствующее клеймо:

Менялись мастера, власть, названия, а завод так и стоит на месте своего основания.

В музее есть иностранные фарфоровые изделия, которые служили образцами на ранних стадиях производства отечественного фарфора, но в основном там представлен фарфор Императорского завода, он выставлен в порядке его производства по годам, от правления Елизаветы Петровны и последующих императоров до советского и постсоветского периодов.

Сервиз 1838 года предназначался для коронационных обедов в Большом Кремлевском дворце. Рисунок десертных тарелок представляет точную копию золотой тарелки царя Алексея Михайловича 1667 г.
Сервиз 1838 года предназначался для коронационных обедов в Большом Кремлевском дворце. Рисунок десертных тарелок представляет точную копию золотой тарелки царя Алексея Михайловича 1667 г.

В музее демонстрируется не только посуда, но и вазы, статуэтки и другие предметы.

В советские годы выпускали много агитационного фарфора.

Визитная карточка Императорского фарфорового завода – это знаменитая посуда с росписью «Кобальтовая сетка».

На стенде музея
На стенде музея

Чайный сервиз с этой росписью в 1958 г на Международной выставке в Брюсселе получил золотую медаль. Автором рисунка была художница Анна Яцкевич. В качестве образца росписи она выбрала декор «Собственного» сервиза императрицы Елизаветы Петровны. Состав чайного сервиза с тех пор постоянно пополнялся и разросся до многопредметного ансамбля. Сейчас рисунок кобальтовой сетки украшает около ста наименований изделий завода.

Музей находится на четвертом этаже заводского зания, а на первом этаже есть магазин, который тоже похож на музей. Там продается практически вся посуда, которая сейчас выпускается. В том числе и посуда с кобальтовой сеткой.

Цены там разные, они зависят от качества фарфора и от росписи. Изделия с авторской росписью намного дороже остальных. На фотографиях цены 2016 года, именно тогда мы были в музее и в том магазине.

Нам и раньше нравился этот фарфор, а после посещения музея мы стали покупать посуду только этого завода. Больше всего нам нравится посуда со знаменитой кобальтовой сеткой.

Кобальтовая сетка из нашей домашней коллекции
Кобальтовая сетка из нашей домашней коллекции

Ее можно сочетать с белыми чашками и тарелками, которые в разы дешевле.

Специализированных магазинов Императорского фарфорового завода много в Москве и Санкт-Петербурге, да и интернет-магазин у них хорош, доставят куда угодно. Недавно в честь очередного дня рождения завода были 30-процентные скидки, в этот раз мы заказали кое-что именно в интернет-магазине с доставкой. После оформления заказа позвонила девушка и сказала, что мы при курьере должны открыть все коробки и проверить, не разбилось ли что, а разбитое вернуть. Все дошло в целости и сохранности, все проверили, ничего не разбилось.

С 2001 года музей Императорского фарфорового завода входит в состав музеев Государственного Эрмитажа, на сайте Эрмитажа есть его страничка. Там написано о том, как добраться, о часах работы и о ценах на билеты, а также там есть виртуальная экскурсия по залам музея. Официальный сайт интернет-магазина здесь.

Все фотографии из семейного архива.