Найти тему
Khalil Khajj

О жизни человека с необычным именем. Часть первая

Первый лонгрид из серии, посвященной бытовым особенностям жизни человека с экзотическим именем в России. Если читателям понравится тема и формат, буду регулярно делиться историями в подобном виде.

Все мы встречаем людей с неожиданными, экзотическими именами. С момента знакомства нам кажется, что они давно привыкли иронично и легко обсуждать свое имя. Ребята шутят, делятся забавными случаями, рассказывают, как их имя в очередной раз переврали или придумали звучное прозвище. Мало кто задумывается о том, что подобные диалоги - неотъемлемая часть жизни метисов. Всякое новое знакомство счастливые обладатели необычных имён начинают либо с краткого экскурса в историю своей семьи, либо с красноречивого жеста руками - мол, так уж вышло. Второй вариант особенно популярен в тех случаях, когда внешне человек совсем не тянет на иностранца. И если в зрелом возрасте это, скорее, фишка, то в детстве и юношестве все может быть совсем не так весело.

Читатель наверняка помнит, как в далеком детстве проходили его первые шаги к социализации. «Поздоровайся, скажи как тебя зовут и предложи вместе поиграть - всё очень просто» - говорила заботливая мама оторопевшему сыночку при входе на детскую площадку. Или в очереди в детской поликлинике. Или на дне рождения ребенка из детсадовской группы. На фоне умиленных улыбок взрослых происходит трогательный, наивный ритуал знакомства. Ребенок слегка понервничает, сделает два решительных шага вперед и произнесет волшебное отрепетированное «Привет! Меня зовут Вова, мне 5 лет. Давай играть вместе!». Вот и всё, заклинание произнесено, чего нервничал - непонятно. Однако что будет, если в ответ наш храбрец услышит нечто вроде «Очень приятно. А меня зовут Халиль!». Сбитый с толку, Вова отчаянно оборачивается на маму. В картотеке известных и понятных Вове слов совпадений не найдено. Ребенок ожидал чего угодно, но только не загадки в том самом месте, где должно быть имя мальчика напротив. А что до Халиля? Он видит перемену, которая произошла с Вовой. Халилю жутко неловко, а он даже не понимает почему. Как и Вова, он вопросительно смотрит на маму, примечая про себя, что такое происходит с ним уже не в первый раз. Конечно, ничего страшного не случилось. Родители быстро помогут споткнувшемуся знакомству, Вова в общих чертах поймет, что такое «Халиль» и нетерпеливо приступит к игре. Единственный осадок - любопытные взгляды окружающих на вполне понятную маму Галину и ее загадочное арабское чадо. Но с этого дня Халиль всегда внутренне «собирается» и готовится к реакции собеседника, озвучивая своё имя.

На дворе первое сентября, Халиль идет в первый класс. Обычная московская школа не пестрит арабскими именами, на подходе маленькая сенсация со здоровенным букетом. Халиль знакомится с классом, с первой учительницей. Легкое чувство зависти преследует нашего героя весь день: тут и там ребята восклицают «Ой, у меня папу так зовут!» или «Моя старшая сестра тоже Вика. Хотя нет, она - Вероника!». В мире ассоциаций и забавных совпадений имён Халилю приходится непросто. Да, порой необычное имя привлекает особое внимание - девочки задают вопросы о краткой и ласкательной форме, неизведанное притягивает и рождает любопытство. Но всегда ли первоклассник нуждается в особом внимании класса? Едва ли.

Халиль подписывает свою первую тетрадь, старательно выводя большими буквами «Эль-Хажжа Халиля». Сосед по парте уже не принимает участия в уроке. Он ярко вспыхивает любопытством, жадно рассматривая чернильную вязь на обложке. Мало того, что тут аж три заглавные буквы, еще и не совсем понятно, где тут фамилия и как ее прочесть, так еще и дефис! Или это тире? С ума сойти! Учителям же приходится совсем не просто. С одной стороны - ни в коем случае нельзя ошибиться в имени ученика, зачитывая список перед всем классом, с другой - написанное от руки в журнале арабское жужжащее разделенное дефисом имя обескураживает. Робко, тихонько, оставляя себе секундочку на осмысление и корректировку, учительница добирается до буквы «Э» в журнале и, приспустив очки, ищет среди сидящих перед ней ребятишек того самого, что выделяется не хуже имени. Может быть кудрявого, с выдающимся носом? Темнокожего? Или скорее кавказца? Ну и денек сегодня! Однако Халилем оказывается простой русый мальчик, он мог быть и Ваней и Колей. Неумело скрывая явное разочарование в союзе с облегчением, учительница громко, на весь класс читает «Эль-Хажж Хамиль!». Волна смеха, смущенный первачок с места поправляет учительницу, но это помогает далеко не с первого раза. Уделив смеху, стыду и «халилеобразным» выкрикам солидную часть времени, всё наконец встает на свои места. Урок продолжается, но уши и щёки Халиля еще не скоро избавятся от густого алого оттенка. Вернуться в спокойное состояние будет непросто - в груди не утихает барабанная партия, мокрые ладошки никак не высохнут, в горле поселился вязкий горький ком. Сразу же исключим обывательский драматизм - нет, психологической травмы у ребенка не случится. Понервничает, застесняется - да, но не более.

Читатель уже должно быть догадался, или приметил сразу, что меня зовут Халиль, и речь о моей жизни. Все описанное выше и далее - мой личный опыт и рассказы некоторых моих друзей, таких же именитых счастливчиков. Оглянувшись на свой жизненный путь сейчас, в 26 лет, я предположил, что моя история окажется полезной многим юношам и девушкам метисам, а также их родителям, преподавателям и коллегам. Но вернемся в школу, там вот-вот случится что-то смешное.

Среди осечек учителей случались и, безусловно, обидные. Взять хотя бы случаи, когда учитель случайно принимает родительный падеж с обложки тетради за именительный. Тут уже точно весь класс покатится со смеху, ведь у них никогда не училась «Эль-ХажжА ХалилЯ». Невинная, даже забавная ошибка. Но мы говорим о первокласснике. О его чувстве самоопределения в обществе, о его знакомстве с понятием репутации. Первокласснику не хватит самоиронии, чтобы оценить женскую вариацию своего имени и последующую бурную реакцию класса. Ведь класс с легкостью унесет эту забаву с урока на перемену, а с перемены - на следующий урок. Воспитанными и деликатными детишки умеют быть лишь по отдельности. Развеселившись, детвора рвёт паруса дисциплины крупным книппелем. Балаган из тридцати учеников невольно учит Халиля быстро и точно выбирать защитные реакции, рано и грубо прививает ему чувство самоиронии. Другого выхода нет - иначе злоба, одиночество, мокрые ладошки и горящие уши.

Теперь я расскажу, как помочь ребенку принять и полюбить свое имя, и даже очаровать им окружающих. Начнем с педагогов. Опытным и начинающим, постоянным и “на замене” - всем преподавателям советую уделять особое внимание экзотическим именам в журнале. Подготовиться заранее, получив списки - не очень трудно. Настаивайте на печатных вариантах, исключите промашку из-за неразборчивого почерка. Проверьте в интернете склонения, ударения и правила произношения. Важно заранее продумать педагогические ходы для той или иной неудобной ситуации, поменьше импровизировать. Одна ваша случайная ошибка может повлиять как на отношения учеников внутри класса, так и на отношение ученика и его семьи к вам лично. Простой и эффективный выход придумала одна моя учительница еще в начальной школе. Встретив мою фамилию однажды, она больше никогда ее не произносила - всегда хватало имени. Вызов к доске, объявление оценок или перекличка - всегда просто Халиль. Спустя очень короткое время эту идею подхватили и ее коллеги. И каков результат! Ошибки ушли, преподаватели стали мне ближе, погода в школе стала теплее.

Родителям же посоветую аккуратно обсудить с ребенком его имя до погружения чада в социум. Ошибкой будет вознесение редкого имени над ординарными. Мол, смотри сынок, у многих ребят тут и там повторяются имена, а ты такой один. Задрав нос, школьник с такой «прошивкой» в два счёта создаст пропасть между собой и одноклассниками, провоцируя творческие центры маленьких коллег выпускать в день по пачке кличек и прозвищ. Возможно уже совсем не беззлобных. Лучшим решением будет вооружить ребенка красивой, желательно правдивой легендой о своем имени. Также полезно будет объяснить ребенку этнические корни происхождения имени, дать живые, яркие примеры. В моём случае легенда получилась великолепной. После разговора с мамой я знал, что зовут меня в честь дедушки. Знал также, что дедушка был очень уважаемым человеком в Ливане - жители целого города уважали, любили и ценили его. Дедушка Халиль был высок, красив и умён. Оказывается, и это чуть ли не самое главное, в его распоряжении было несколько верблюдов и солдат с косыми арабскими мечами, прямо как в «Алладине». Сыграв на ярком впечатлении, мама вооружила меня уверенностью в себе, гордостью за свое имя и прекрасной историей для переменки. Сказ о верблюдах и косых мечах сведет с ума одноклассников, покроет образ маленького Халиля волшебством и загадкой. Ну и конечно, стоит рассказать ребенку про окружающие его имена - так за каждым одноклассником появится впечатляющая история. Если в каждой семье ребенок будет подготовлен к миру необычных имён, издёвкам и травле не останется места, а случайные оговорки хоть и будут слегка раздражать, но отнюдь не вгонять в краску.