Найти тему
Псевдозритель

Леденящая антиутопия

Хотите освежиться этим жарким летом? Предлагаю посмотреть очень прохладительное кино. И заодно задуматься, стоит ли игнорировать проблемы глобального потепления. Ведь по сюжету фильма "Сквозь снег" корейского режиссера Пон Джун-Хо (автора "Паразитов") именно потепление стало причиной катастрофы, после которой человечество выживает очень специфичным образом.

Кадр из фильма "Сквозь снег" (2013 г.)
Кадр из фильма "Сквозь снег" (2013 г.)

Если вы еще не слышали про этот фильм, то действие там происходит в поезде, который без остановки движется по опоясывающим заледеневшую Землю рельсам. Все, что за бортом поезда, когда-то погибло от холода. В живых остались только те люди, которым "посчастливилось" попасть на поезд. Но, как всегда, портит благотворное впечатление социальное неравенство внутри поезда. От самых благоприятных условий в головном вагоне до совершенно нечеловеческих в хвостовом. Это отправная точка, с которой стартует сюжет.

Честно говоря, идея фильма мне понравилась. В таких цивилизациях в миниатюре режиссерам удобно показывать наглядную модель нашего общества и того "брожения", которое происходит внутри. И если в глобальных масштабах мы не можем увидеть всего безумия человеческого поведения, то через такую структуру все становится предельно понятно.

Джон Хёрт, Октавия Спенсер, Крис Эванс в фильме "Сквозь снег" (2013 г.)
Джон Хёрт, Октавия Спенсер, Крис Эванс в фильме "Сквозь снег" (2013 г.)

Меня поразил тонкий многослойный подход Пон Джун-Хо. Фильм можно воспринимать на разных уровнях. Для тех, кто смотрит на верхушку, он будет о социальной борьбе, о революции, о справедливости. А если посмотреть чуть глубже, то мы увидим критику человеческой расы, человеческой природы. Ведь даже оказавшись в спасительном ковчеге, люди ведут себя так же, как и всегда. Одни возвышают себя над другими, считают, что имеют право указывать людям их место. Другие становятся винтиками системы, считающими своим долгом защищать установленный порядок. Третьи ненавидят и первых, и вторых, мечтая оказаться на их месте. При этом для них стирается понимание того, что все находятся в одной лодке, и любое раскачивание может привести к гибели всех.

Если сравнить "Сквозь снег" с "Паразитами", то можно заметить, что именно эта идея перекочевала и разрослась в оскароносном фильме Пон Джун-Хо. При совершенно разных жанрах оба они показывают, что социальное неравенство заложено в самой природе человека. Что сам способ мышления людей не дает им преодолевать эти условные уровни и слои. И режиссер не сочувствует ни одной из сторон конфликта, для него все виноваты в том, что занимаются выяснением отношений и классовой борьбой вместо решения действительно важных проблем для человека как для вида.

Крис Эванс в фильме "Сквозь снег" (2013 г.)
Крис Эванс в фильме "Сквозь снег" (2013 г.)

Заметно, какие скромные ресурсы были в 2013 году у режиссера для съемок. Все они явно проходили в павильоне, ведь все сцены с актерами происходят в вагонах поезда. Но при всей дешевизне картинки здорово, что нашлись ресурсы на хороших актёров. Крис Эванс, Джейми Белл, Эд Харрис, Джон Хёрт и другие интересные актёры придают картине качества и весомости. Отдельно хочу отметить неподражаемую Тильду Суинтон. Она как всегда потрясает своим бесстрашием по отношению к неприятным преображениям.

Тильда Суинтон в фильме "Сквозь снег" (2013 г.)
Тильда Суинтон в фильме "Сквозь снег" (2013 г.)

Честно говоря, на мой взгляд Пон Джун-Хо к "Паразитам" сильно подрос как режиссер. "Сквозь снег" кажется куда более простым. Но, возможно, изначально стояла задача снять простое кино, соответствующее своему жанру. "Сквозь снег" - это добротная жесткая, мрачная, депрессивная антиутопия. И дешевизна здесь тоже вполне в традициях жанра. Поэтому всем любителям антиутопий рекомендую к просмотру. А вот слабонервных предупреждаю - в фильме есть много противного и неприятного.

Ставьте лайк, если вам понравилась эта тема.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи.
Спасибо за ваш интерес!