Хотите освежиться этим жарким летом? Предлагаю посмотреть очень прохладительное кино. И заодно задуматься, стоит ли игнорировать проблемы глобального потепления. Ведь по сюжету фильма "Сквозь снег" корейского режиссера Пон Джун-Хо (автора "Паразитов") именно потепление стало причиной катастрофы, после которой человечество выживает очень специфичным образом.
Если вы еще не слышали про этот фильм, то действие там происходит в поезде, который без остановки движется по опоясывающим заледеневшую Землю рельсам. Все, что за бортом поезда, когда-то погибло от холода. В живых остались только те люди, которым "посчастливилось" попасть на поезд. Но, как всегда, портит благотворное впечатление социальное неравенство внутри поезда. От самых благоприятных условий в головном вагоне до совершенно нечеловеческих в хвостовом. Это отправная точка, с которой стартует сюжет.
Честно говоря, идея фильма мне понравилась. В таких цивилизациях в миниатюре режиссерам удобно показывать наглядную модель нашего общества и того "брожения", которое происходит внутри. И если в глобальных масштабах мы не можем увидеть всего безумия человеческого поведения, то через такую структуру все становится предельно понятно.
Меня поразил тонкий многослойный подход Пон Джун-Хо. Фильм можно воспринимать на разных уровнях. Для тех, кто смотрит на верхушку, он будет о социальной борьбе, о революции, о справедливости. А если посмотреть чуть глубже, то мы увидим критику человеческой расы, человеческой природы. Ведь даже оказавшись в спасительном ковчеге, люди ведут себя так же, как и всегда. Одни возвышают себя над другими, считают, что имеют право указывать людям их место. Другие становятся винтиками системы, считающими своим долгом защищать установленный порядок. Третьи ненавидят и первых, и вторых, мечтая оказаться на их месте. При этом для них стирается понимание того, что все находятся в одной лодке, и любое раскачивание может привести к гибели всех.
Если сравнить "Сквозь снег" с "Паразитами", то можно заметить, что именно эта идея перекочевала и разрослась в оскароносном фильме Пон Джун-Хо. При совершенно разных жанрах оба они показывают, что социальное неравенство заложено в самой природе человека. Что сам способ мышления людей не дает им преодолевать эти условные уровни и слои. И режиссер не сочувствует ни одной из сторон конфликта, для него все виноваты в том, что занимаются выяснением отношений и классовой борьбой вместо решения действительно важных проблем для человека как для вида.
Заметно, какие скромные ресурсы были в 2013 году у режиссера для съемок. Все они явно проходили в павильоне, ведь все сцены с актерами происходят в вагонах поезда. Но при всей дешевизне картинки здорово, что нашлись ресурсы на хороших актёров. Крис Эванс, Джейми Белл, Эд Харрис, Джон Хёрт и другие интересные актёры придают картине качества и весомости. Отдельно хочу отметить неподражаемую Тильду Суинтон. Она как всегда потрясает своим бесстрашием по отношению к неприятным преображениям.
Честно говоря, на мой взгляд Пон Джун-Хо к "Паразитам" сильно подрос как режиссер. "Сквозь снег" кажется куда более простым. Но, возможно, изначально стояла задача снять простое кино, соответствующее своему жанру. "Сквозь снег" - это добротная жесткая, мрачная, депрессивная антиутопия. И дешевизна здесь тоже вполне в традициях жанра. Поэтому всем любителям антиутопий рекомендую к просмотру. А вот слабонервных предупреждаю - в фильме есть много противного и неприятного.
Ставьте лайк, если вам понравилась эта тема.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи.
Спасибо за ваш интерес!