Найти тему
ЭлектроЭнергетика

В каких случаях реактивная мощность в электросети наносит вред

Оглавление
синхронный электродвигатель
синхронный электродвигатель

В одной из предыдущих публикаций мы разбирали природу реактивной мощности.

Вкратце, эта такая же электроэнергия, только уходит она не на полезную работу, а на «зарядку» или «насыщение» реактивных элементов – конденсаторов и катушек индуктивности.

Много споров возникает о вреде или пользе реактивной составляющей электроэнергии. Для надёжной и правильной работы «реактивки» должно быть не мало и не много, а ровно столько, сколько её необходимо каждому электроприёмнику. Проблема в том, что разным типах электрооборудования нужно разное количество реактивной мощности.

Например, для нагревательных элементов или ламп накаливания «реактивка» не нужна вовсе. У этих электроприёмников нет реактивных элементов и насыщаться там нечему. Поэтому для них уровень реактивки в сети некритичен.

Для электродвигателей реактивная составляющая нужна, чтобы насытить обмотки электромагнитным полем. Иначе они просто не будут вращаться. Они, конечно, будут под напряжением, будут нагреваться под действием протекающего тока. Но механического момента на валу, которого так ждут от электродвигателя, у них не появится. Что никого не обрадует: рабочий не сможет выточить деталь на станке, холодильник не сможет гонять хладагент и так далее.

Электродвигатели – это бОльшая часть электроприёмников в составе электроустановок потребителей. Поэтому недостаток «реактивки» вредит достаточно серьёзно.

Что же происходит, когда реактивной составляющей электроэнергии становится слишком много?

1. Повышение потерь в сетях.

Электрический ток, протекающий от реактивных элементов туда и обратно, сопровождается нагрузочными потерями на активное сопротивление. Следствием этого является избыточный нагрев проводников ЛЭП, который также может приводить к увеличению стрелы провеса проводов воздушных ЛЭП. В ряде случаев это служит причиной однофазных замыканий на землю или явления схлестывания и «пляски» проводов ВЛ.

2. Уменьшение пропускной способности сетей.

Сечение проводников ЛЭП рассчитано на определённый ток. И «забивание» сети реактивной составляющей приводит к увеличению тока, протекающего по сетям. Не всегда они могут справиться с такой задачей. Это вызывает срабатывание защит от перегрузки и обесточивание потребителей.

Кроме того, всё электрохозяйство подвергается повышенному износу. Особенно это критично для автотрансформаторов узловых подстанций, обслуживающих крупные перетоки мощности между системами с разными уровнями напряжений.

3. Снижение напряжения у потребителей.

Предыдущие два пункта тесно связаны с третьим. Увеличение силы тока влечёт за собой «посадку» напряжения. Потребители оказываются в условиях, когда напряжение ниже нормы. Это не даёт нормально работать освещению, электронике. Снижение напряжения уменьшает скорость вращения электродвигателей. Это может привести к выпуску бракованной продукции на производствах.

4. Увеличение погрешности учёта потребляемой электроэнергии.

Снижение напряжения в сети может привести к такому явлению, как увеличение погрешности измерений на трансформаторах тока и напряжения. Энергетики называют это «выход из класса», подразумевая класс точности, которые перестает выдерживать средство измерения.

Следствием этого является возникновение недоучёта или переучёта электроэнергии, отпущенной потребителям, влекущим за собой экономические потери.

Борются с избытком «реактивки» с помощью батарей статических конденсаторов либо применяют синхронные компенсаторы.

Рассказать об их работе?

.............................................

Если вам было интересно, жмите палец вверх!

Подпишитесь на канал и инстаграм автора

...............................................

Больше информации о рынках электроэнергии