"Что такое ДОМ?"-поинтересовалась я у своего шестилетнего ребёнка.Вот её ответ:"Дом-это там,где тепло.Это то место,которое согревает тебя.Важно,чтобы люди в нём любили друг друга".Нужно ли что-нибудь добавлять к этой детской мудрости?
Думаю,никто не станет отрицать ,что игра в кукольный домик полезна и способна заинтересовать всех детей, даже мальчишек. Какие же психологические, воспитательные и развивающие аспекты активизируются в этой, казалось бы простой, игре:
-развивается ФАНТАЗИЯ(чей дом,кто будет жителем,выбор сюжета и т.д.);
-логика (расположение предметов в доме и их функциональность,соотношение количества необходимых предметов и обитателей);
-примерка на себя различных социальных ролей(ребёнок может стать кем угодно,достаточно магического "если бы");
-возможность проиграть положительные и ,что важнее, негативные эмоции,тем самым понять тревоги ребёнка(ссора,обида,разлука,предательство);
-изучить правила этикета, правила поведения в гостях;
-правила безопасности дома(работа с бытовыми приборами,водой,что делать,если в дверь звонит незнакомец),можно даже устроить импровизированный пожар и позвонить спасательной команде,а потом тушить и спасать жителей дома;
-ведение домашнего хозяйства(изучение расположения комнат,их предназначение).
В доверительной атмосфере игры,без назидания ,проигрываются волнующие жизненные сюжеты.Внимательные родители непременно узнают в этих сюжетах и взаимоотношениях себя,так как ребёнок в первую очередь использует модель отношений в своей собственной семье.
В маназине игрушек можно найти домик на любой вкус цвет,материал и кошелёк.Мы выбрали деревянный.
Раз в неделю,иногда реже,у нас происходит "великое переселение", меняются жители дома (куклы,лол,энчантимолс,фигурки животных,Эльза и Анна и т.д.)и совершается перестановка.Может поменяться даже назначение, например, этот дом становится фермой,больницей или кафе.Всё зависет от сюжета,который выбирает ребёнок.
Глядя на этот домик,мне вспоминаются слова из "Обыкновенного чуда":"Честное слово,мне здесь очень нравится,очень!Дом так устроен славно,с любовью.Так взял бы и отнял бы,честное слово".
Мой ребёнок любит рисовать,поэтому в нашей коллекции несколько альбомов с нарисованными домиками.Те,что побольше-для бумажных кукол, те,что поменьше ,мы изначально рисовали,а ребенок раскрашивал,для фигурок из Гарри Поттера,одного из её любимых персонажей.
Есть у нас в коллекции и такой домик из плотного картона.Отлично подходит для проигрывания сюжетов сказок(Теремок,Заюшкина избушка и т.д) и сочинения своих невероятных историй.Вечером мы кладём внутрь фонарик,окошки светятся.
А недавно мы сделали домик из обычных спичечных коробков.Отличный вариант для сюжетно-ролевых игр в дороге.Опять же,я набрасываю контур,ребёнок раскрашивает,не всегда это аккуратно получается,но мы стремимся.Замечаю,чем больше мы рисуем для ребёнка,тем больше она рисует и срисовывает самостоятельно,повторяя за нами.Я и сама рисовать-то начала только сейчас,для неё.
"Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку мало надо,
Лишь бы дома кто-то ждал"(Р.Рождественский).