Давным-давно, как и полагается в сказках, людям открылся новый, совершенно уникальный мир мультипликации.
28 октября — международный день анимации. В честь первого показа "светящихся пантомим" Рейно в 1892 году
Сын французского часовщика Эмиль Рейно с самого детства работал и помогал отцу в мастерской. Увлеченность мальчика механизмами и двигателями привела его к тому, что в 14 лет будущий изобретатель начал осваивать ремонт оптических инструментов. Одновременно с этим ему удалось получить работу ретушера у известного парижского портретиста.
В 20 лет Эмиль пустился в путешествие по Франции в качестве помощника известного математика, лектора и просветителя — аббата Муаньо. У своего ментора Рейно научился читать лекции и заразился идеями применения аналитической механики и математики.
В течение следующих почти двух десятков лет Эмилю Рейно удалось сконструировать и усовершенствовать праксиноскоп — оптический прибор для демонстрации движущихся рисунков. Выделяющейся особенностью устройства была плавность изображения.
В 1892 году, достигнув немалых успехов в создании движущихся картинок, Эмиль Рейно демонстрирует публике первый мультипликационный фильм «светящиеся пантомимы». Это был некий сборник небольших сюжетов, которые в совокупности не превышали 15-20 минут. Как истинный художник, новатор и просто влюбленный в свое дело человек, Рейно был одержим своими творениями и успехом, которые они ему принесли. Нанося изображение из нескольких сотен нарисованных и раскрашенных им же картинок и проектируя декорации, изобретатель не останавливался и в конечном итоге создал множество произведений, уже принятых сообществом как старших братьев мультипликации.
Однако нет взлета без падения, и когда в 1895 году рождается кинематограф — приковывающий взгляды, новый, стремительный в производстве и менее затратный — дело первого французского мультипликатора не выдерживает конкуренции и тонет в реке вместе с выброшенными в Сену Эмилем праксиноскопом и лентами его фильмов.
Лишь частично до нашего времени дошли его «Бедный Пьеро» и «Вокруг кабинки».
«Вокруг кабинки» состоит из ряда сцен на пляже с двумя рядами кабинок для переодевания и трамплином для прыжков в воду. Два персонажа ныряют в воду с трамплина, а затем появляются на пляже. Женщина начинает играть с небольшой собакой, а затем к ней присоединяется мужчина. Два человека играют на пляже, после чего переодеваются в купальные костюмы и входят в воду. Они качаются на волнах, после чего выплывают за пределы кадра. После этого проплывает мужчина на лодке.
«Бедный Пьеро» — история о даме, сердце которой пытаются завоевать Пьеро и некий кавалер, издевающийся и насмехающийся над романтичным главным героем. К сожалению, сохранилось лишь 5 из 15 минут мультфильма.
Тогда Эмиль Рейно не знал, что анимация, как искусство, встанет в одном ряду с кинематографом, а вклад мультипликации в развитие культуры и общества будет несоизмеримо велик. Его инженерные открытия и движущиеся истории стали надеждой для следующего поколения мультипликаторов.
Автор: Антон Репин