Долго собиралась читать, долго лежала книга в запасниках. Ждала большего, особенно от финала.
Сам сюжет необычный: в основе не люди, а письменный стол, который передаётся (случайно, как подарок) от писателя к писателю. Название же "Большой дом" становится метафорой, олицетворением всех людей, семей, в чьём доме стол этот как бы "жил".
А на деле с этим столом связана какая-то семейная тайна: что-то хранится в ящике, который никто не может открыть. И что там - неизвестно.
Много хороших мыслей, как, например, вот эта: "Представьте, что все книги, которые вы прочли за всю жизнь, каким-то образом стерлись из вашей памяти и души, не содержание, а след, который они в вас оставили, - а теперь представили, кем бы вы были".
Насыщенный, образный язык (несмотря на то что один из героев романа художественные средства называет "литературным садоводством, которое прикрывает неглубокие мысли и молочные чувства") делает чтение по-хорошему приятным.
Тем горше от чувства неудовлетворённости, когда переворачиваешь последнюю страницу.
Идея - 10.
Сюжет- 5. Сюжетная инверсия (сначала мы узнаем как бы продолжение истории, и только потом, в 3 главе -само начало) должна держать читателя в напряжении, пока мы пытаемся раскрыть загадку стола, его влияния на герое. Но вместе с тем и мешает единому восприятию.
Герои - 6. Героев много, они, безусловно, узнаваемы, у каждого свои черты, но все та же сюжетная инверсия не позволяет нам до конца разобраться в сути каждого персонажа.
Язык - 10. Очень необычен стиль написания. Одна из глав написана как показания свидетеля в суде. Даже обращение "Ваша честь" сохраняется на всем протяжении страстной, но правдивой исповеди.
Вторая - это письмо старика-отца сыну. Совершенно иной стиль, иная лексика. Много нецензурного, однако каждое слово будто стоит на своём месте, метко раскрывая мысль героя. И это тоже исповедь. Исповедь отца, который не был хорошим отцом, не понимая даже этого.
В двух других главах повествование ведётся от лица разных героев. Полифония позволяет прочувствовать каждую историю, и проникнуться семейными или личными проблемами.
Порой поражаешься переплетению судеб, тому, как всех героев связывает письменный стол.
"Когда писатель творит, он свободен, и закона над ним нет", - пишет от лица героя Краусс. Действительно, все в книге подчиняется воле создателя, поэтому мы можем лишь выражать своё мнение, ни на что в принципе не влияющее.
Оценка: 31/40.