Найти тему

"Большой дом" Николь Краусс. Рецензия

Долго собиралась читать, долго лежала книга в запасниках. Ждала большего, особенно от финала.

обложка книги.
обложка книги.

Сам сюжет необычный: в основе не люди, а письменный стол, который передаётся (случайно, как подарок) от писателя к писателю. Название же "Большой дом"  становится метафорой, олицетворением всех людей, семей,  в чьём доме стол этот как бы "жил".

А на деле с этим столом связана какая-то семейная тайна: что-то хранится в ящике, который никто не может открыть. И что там - неизвестно.

Много хороших мыслей, как, например, вот эта: "Представьте,  что все книги, которые вы прочли за всю жизнь, каким-то образом стерлись из вашей памяти и души, не содержание, а след, который они в вас оставили, - а теперь представили, кем бы вы были".

Насыщенный, образный язык (несмотря на то что один из героев романа  художественные средства называет "литературным садоводством, которое прикрывает неглубокие мысли и молочные чувства") делает чтение по-хорошему приятным.

Тем горше от чувства неудовлетворённости,  когда переворачиваешь последнюю страницу.

Идея - 10.

Сюжет- 5. Сюжетная инверсия (сначала мы узнаем как бы продолжение истории, и только потом, в 3 главе -само начало) должна держать читателя в напряжении, пока мы пытаемся раскрыть загадку стола, его влияния на герое. Но вместе с тем и мешает единому восприятию.

Герои - 6. Героев много, они, безусловно, узнаваемы, у каждого свои черты, но все та же сюжетная инверсия не позволяет нам до конца разобраться в сути каждого персонажа.

Язык - 10. Очень необычен стиль написания. Одна из глав написана как показания свидетеля в суде. Даже обращение "Ваша честь" сохраняется на всем протяжении страстной, но правдивой исповеди.

Вторая -  это письмо старика-отца сыну. Совершенно иной стиль, иная лексика. Много нецензурного, однако каждое слово будто стоит на своём месте, метко раскрывая мысль героя. И это тоже исповедь.  Исповедь отца, который не был хорошим отцом, не понимая даже этого.

В двух других главах повествование ведётся от лица разных героев. Полифония позволяет прочувствовать каждую историю, и проникнуться семейными или личными проблемами.

Порой поражаешься переплетению судеб, тому, как всех героев связывает письменный стол.

"Когда писатель творит, он свободен, и закона над ним нет", - пишет от лица героя Краусс. Действительно, все в книге подчиняется воле создателя, поэтому мы можем лишь выражать своё мнение, ни на что в принципе не влияющее.

Оценка: 31/40.