(Tarde para la ira, 2016, Испания)
Прямо не кино, а минное поле - рассказывать о нём, не подорвавшись на спойлерах даже в завязке, сложновато, но я всё равно попытаюсь. По крайней мере пойду вперёд не наобум, а с миноискателем сюжетной логики, что сразу запипикает, ежели я шагну не туда.
По факту, "Терпеливый" тоже плывёт в национально-жанровом потоке испанских триллеров, но ждать от него чересчур акробатических сценарных кульбитов не нужно. Здесь основная интрига завязана на вопросе не "Как и почему?", а "Что будет дальше?". Потому что главный герой, человек без определенного рода занятий Хосе (Антонио де ла Торре) - типичный представитель подвида Хомо Тихо-Омутенс. В котором, как известно, может водиться всё, что угодно. От банальных чертей, в том числе зеленого цвета, до... (ага, миноискатель попискивает, так что лучше промолчать).
И всё же без минимума вводных данных нам не обойтись. Поэтому в официальной аннотации говорится о том, что восемь лет назад у Хосе случилась трагедия: при ограблении магазина погиб кое-кто из его близких. После чего он замкнулся в себе, хотя и не окончательно. Посидеть в баре с корешами, перекинуться с ними в картишки он по-прежнему не прочь, равно как пообщаться с кем-нибудь в соцсетях. Но в целом, конечно, это была лишь тень прежнего Хосе, некогда компанейского и жизнелюбивого мужика "за 40".
Однако, если такое начало вызвало у вас зевоту, не забывайте: мы смотрим отнюдь не страдательно-рефлексивную драму, а триллер с клеймом "hecho en España". А это значит, что скоро "всё будет", и жесткач, и мрачняк, и иное душераздиралово. Ведь молчун Хосе - вовсе не депрессивный слизняк, а мужик себе на уме. И все последние восемь лет он не только переживал боль утраты, но и, как та подколодная змея, копил яд, готовясь укусить, кого нужно, когда нужно и в нужное место.
Кстати, почему сей ждун терпел "восьмилетку", а не больше и не меньше, тоже имеет на то свою вескую причину. Но в эти сюжетные степи я, пожалуй, не сунусь, ибо там уже зарыт спойлер на спойлере, и даже мой миноискатель мне не поможет.
Впрочем, добавить кое-что напоследок всё-таки нелишне.
Поскольку все местные герои, подобно Хосе, тоже люди "за 40 и выше", назвать "Терпеливого" фильмом для широкой публики сложновато. Так что молодёжи он вряд ли понравится. И темп повествования у него, под стать характеру Хосе, подчёркнуто неторопливый, и "боевые" сцены нарочито бытовушные, без постановочных красот и выкрутасов. Да и сами герои, пусть и мастерски сыгранные, не шибко-то приятные личности. Включая главного, которому мы хоть и сопереживаем, но сам он при этом напрочь лишен какого-либо обаяния.
***
В общем, молодёжи на заметку: если режиссёр Рауль Аревало и хотел видеть вас в числе своих зрителей, мягкие креслица и попкорн он вам не приготовил. Его "Терпеливый" жесток не только сюжетными коллизиями, но и своими стилем/подачей. Которые вписаны в рамки жизненного реализма и не инкрустированы чисто художественными финтифлюшками.
Что же касательно фильма в целом, то он, в лучших кинотрадициях современной Испании, сюжетно красив, закончен и оставляет после себя сильные впечатления. Такое кино запоминается надолго, и не надо обращать внимание на его скромные российские (не зарубежные) интернет-рейтинги. Кто "Терпеливому их незаслуженно "заминусовал" - читайте абзацем выше.