08.07.2020 г. ВС РФ утвердил Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям.
В преамбуле сразу ставится проблема – обращение в суд при действительном отсутствии спора для целей получения исполнительных документов и вывода денежных средств за рубеж, а также иные форматы «недобросовестного» использования механизма принудительного исполнения судебных актов.
Короткие выводы по результатам прочтения Обзора:
👉 Если суд усматривает в деле признаки легализации доходов, то он вправе привлекать к участию в деле Росфинмониторинг, прокуратуру и иные гос. органы в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований или в качестве заинтересованного лица. Кроме того, указанные органы вправе обращаться за пересмотром вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Данный механизм может быть использован недобросовестными участниками для затягивания судебного процесса.
👉 Усложняется использование конструкции судебного приказа, признания иска или мирового соглашения, если у судьи возникают сомнения в бесспорности требований или в достоверности представленных доказательств.
👉 Судам и участникам процесса стоит обращать внимание на достоверность данных ЕГРЮЛ и иных реестров, например, нахождение одной из сторон по адресу массовой регистрации или совпадения номеров телефонов, равно как и отсутствие взыскиваемого долга в бухгалтерской отчётности могут стать основанием для постановки вопроса о незаконных финансовых операциях.
👉 Если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки экономического преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия.
👉 Любая сделка может быть признана ничтожной как нарушающая публичный интерес, если у суда возникнут сомнения в том, не связаны ли они с намерением совершения незаконных финансовых операций.
👉 Исковые требования из долговых обязательств (особенно выдача и предъявление векселей) должны находиться под пристальным судебным контролем.
Данный Обзор ВС РФ является логическим продолжением принятого в третьем чтении законопроекта об усилении контроля за операциями с наличными. Очевидно мы на пороге глобальной реформы системы денежного обращения в нашей стране❗️
Телеграм-канал авторской аналитики законодательства, экономических трендов и свежих новостей. Полезен для бизнесменов, финансовых директоров, юристов и всех, кто интересуется ситуацией в стране! https://t.me/m5lawfirm