Сегодня рассказ об одном из первых "военных" памятников в Красноярске, да собственно, и об одном из первых "техно" памятников во всем Красноярском крае, раньше этого МиГа на постамент встал, разве что, только самосвал МАЗ-525 возле Красноярской ГЭС.
Это самолет МиГ-21 с улицы Краснодарской. Этот монумент появился здесь в 70е годы, когда МиГ-21 еще производился и состоял на вооружении в СССР.
Сам самолет в особом представлении не нуждается, -- МиГ-21 по праву является одним из самых известных в мире самолетов.
Машина серийно выпускалась в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено рекордное количество истребителей — 11496 шт. Чехословацкая копия МиГ-21 производилась под названием S-106. Китайская копия МиГ-21 выпускалась под названием J-7 (для НОАК), а её экспортная версия F-7 простояла на конвейере до 2017 года.
Из интересных фактов стоит отметить, что благодаря массовости производства (только в СССР его выпускали три завода) самолет отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.
Подробно останавливаться на технических характеристиках самолета не будем, они есть в открытом доступе, и менялись в процессе производства на разных модификациях машины.
В октябре 1959 г. на МиГ-21 был установлен абсолютный мировой рекорд скорости 2388 км/ч на высоте 15-25 км. Всего на МиГ-21 было установлено 17 мировых рекордов.
Среди них -- борьба между советскими и американскими авиаконструкторами за первенство в абсолютной высоте.
В 1959 году первенство в абсолютной высоте полета было за США: 14 декабря этого года американский пилот Джо Б. Джордан впервые «пробил» потолок в 30 километров, поднявшись на истребителе F-104 Starfighter до высоты 31 534 м.
Однако 28 апреля 1961 года этот рекорд был побит. Советский летчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов на облегченной версии истребителя МиГ-21Ф-13 с установленным под фюзеляжем ускорителем — ракетным двигателем ЖРД СЗ-20М5А поднялся на высоту 34 714 метров. Всего Мосолов установил шесть мировых рекордов, два из них — достижение максимальной скорости. В октябре 1958 года на самолете МиГ-21Ф-13 он добился скорости 2 388 км/ч, в 1959 году — 2 504 км/ч. В 1962 году этот легендарный летчик погиб при испытании новой машины.
Становился МиГ-21 и героем шпионских скандалов. Операция "Пенициллин" по угону иракского МиГа до сих пор считается гордостью израильского Моссада. Тогда самолет был угнан в Израиль иракским летчиком Муниром Редфа, где был подробно изучен, а затем передан в США. После изучения американцы вернули самолет Израилю, и теперь этот МиГ-21 можно посмотреть в музее ВВС страны.
МиГ-21 принял участие практически во всех войнах второй половины ХХ века, и не собирается на пенсию даже сейчас. Самолет до сих пор состоит на вооружении порядка 20 стран, и кадры его боевого применения из Сирии или Ливии, совсем не редкость.
Индия планировала снять свои МиГ-21 с вооружения до 2019 года, но около двухсот самолетов продолжают оставаться в строю до сих пор, а в прошлом году индийский МиГ-21 был сбит в воздушном бою в конфликте между индийскими и пакистанскими ВВС в Кашмире.
Ну и в тему блога нельзя не отметить еще один рекорд этой машины, -- это самый распространенный самолет-памятник в мире. Памятники МиГ-21 есть в Египте, Ливии, Сирии, Индии, Вьетнаме, Румынии, Камбодже, Нигерии, Венгрии, Чехии, Польше, Финляндии, Монголии и конечно, в городах и странах бывшего СССР.
Один из них -- самолет-памятник МиГ-21Ф в Красноярске.
Заходите на канал, вас могут заинтересовать другие статьи на тему военных и "техно памятников: паровоз "СО"; танках Т-64, Т-62, Т-34, пушек ЗИС-2 и С-60, гаубица М-30, БРДМ-2, самолет Як-40, и др. Обязательно появятся материалы о самолете МиГ-17, мотоцикле М72, танке ПТ-76 и гаубице Б-4.
До новых встреч!