Найти тему

Рукоделие и дети. Часть 2

Добрейшего всем дня! Недавний юмористический рассказ растянулся аж на четыре части, хотя изначально планировалось не больше двух. Поэтому предлагаю немножко от этой тематики отдохнуть (хотя новая идея рассказа уже есть) и поговорить о тех, без кого многие из нас не представляют своей жизни - о детях.

Фото с сайта https://www.livemaster.ru/topic/2211233-kogda-deti-ne-pomeha-tvorchestvu-lichnyj-opyt?&wf=
Фото с сайта https://www.livemaster.ru/topic/2211233-kogda-deti-ne-pomeha-tvorchestvu-lichnyj-opyt?&wf=

Про то, как я совмещала рукоделие и бытовые хлопоты с собственными дочками, я рассказала еще в одной из самых первых статьей, вот здесь. Там же есть и фотографии их рукодельных работ. Спустя полгода с хвостиком тема детей и детского творчества снова всплыла. Вот тут упор уже шел не на рукоделие, а на любимые игры и занятия детей, в том числе и по зависимости от гаджетов проехались. А сегодня поговорим о том, как можно заинтересовать детей творчеством.

Занятие рукоделием - увлечение бесспорно полезное. Список плюсов может быть огромным, перечислю только основное:

  • развитие мелкой моторики стимулирует мозговую деятельность ребенка;
  • вырабатывается усидчивость, настойчивость в достижении цели;
  • улучшается цветовосприятие, ребенок учится видеть гармонию цвета и формы;
  • развивается фантазия.

А еще не стоит забывать про положительные эмоции как от процесса, так и от результата, а также от похвалы из уст родственников, в первую очередь от родителей. Это все не только морально приятно, но еще и способствует выработке "правильных" гормонов, отвечающих за состояние счастья.

Так как же приобщить своего ребенка к рукодельному миру? Расскажу о том, какие методы и хитрости я применяла (да и сейчас применяю) сама.

Правило первое. Вы должны сами "болеть" рукоделием. Если окружающие, в том числе и дети, видят, какую радость вам доставляет возня с клубочками или бусинками, они тоже могут захотеть присоединиться к этой радости. Ко взрослым это относится в гораздо меньшей степени, а вот дети по своей природе во многом копируют поведение взрослых, и такой пример для подражания очень даже годится.

Конечно, есть и такие случаи, когда мама и пуговицу пришить не умеет, но, тем не менее, ее ребенок с огромной радостью бежит на курсы бисероплетения или шитья. Но это скорее исключение из правила, поскольку влияние личного примера огромно и не стоит его недооценивать.

Правило второе. Старайтесь всячески поощрять и подбадривать своего ребенка. Интересуйтесь процессом, хвалите готовый результат, спрашивайте о том, что будет делать после того, как закончит нынешнюю рукоделочку. Но не перегибайте с похвалами, здесь надо четко соблюдать меру. Если за три нанизанные на веревочку бусинки вся семья будет неделю петь оды восхищения, то стимул двигаться дальше попросту пропадет, и ребенок так и застрянет на этих трех бусинках, или же вообще занятие рукоделием станет для него неинтересным, поскольку до того, что действительно интересно, он попросту "не дорос", задушенный чрезмерными похвалами. Необходимо поддерживать желание двигаться дальше, развиваться, совершенствоваться.

Правило третье. Критика уместна и необходима, об этом стоит помнить. Но вот в какой форме ее преподносить - задача не из простых. Ни в коем случае не стоит применять диктаторские методы или высмеивать даже самые нелепые творческие идеи ребенка. Лучше в форме доверительной беседы объяснить, почему те или иные материалы или цвета лучше не сочетать. Но если ребенок уперся насмерть - пусть делает именно то, что он хочет и как хочет. А там уже возможны два варианта: или он увидит, что вы были правы и он потратил время и силы зря, или же вы увидите, что были неправы, и то, что казалось странным или даже некрасивым, на самом деле оказалось вполне достойным творением. У меня такая ситуация не раз происходила со старшей дочкой в период ее увлечения бисероплетением. Она нередко подбирала такие сочетания цветов, которые повергали меня в плохо сдерживаемый ужас. Но не раз было, что готовый результат удивлял и радовал, и я признавала ее правоту.

Правило четвертое. Используйте самые хорошие материалы из тех, что вам доступны. Облезающие уже в процессе плетения акриловые бусинки или кривущий китайский бисер - не лучший способ приобщить ребенка к миру рукоделия. Да, поначалу шедевров от него не будет, и можно рассматривать это как перевод хорошего материала. Но, во-первых, многое можно впоследствии разобрать или распустить (если, конечно, поднимется рука разобрать первые творения своих чад), а во-вторых и в главных, гораздо проще научить ребенка плести ровно, используя ровный бисер, чем пытаться понять, почему получилось криво: из-за бисера или из-за того, что техника плетения хромает. Да и готовый результат из качественного материала порадует гораздо больше, чем поделка из пластики. Так что если поставили цель приучить ребенка к рукоделию - не стоит на этом чрезмерно экономить.

Правило пятое. Старайтесь использовать творения ваших детей по назначению. Когда я надела простейший браслетик, сплетенный моей старшей, на деловую встречу, будучи при полном параде, мой спокойный и очень сдержанный ребенок едва не прыгал до потолка. Кстати, я его не стала снимать, выйдя из дома, поскольку я за честность в отношениях, даже в таких мелочах. Самая первая вышитая картина была изначально запланирована как подарок бабушке, которая тоже рукодельница, и всячески поощряла этот процесс. Другие картины, которые она вышила позже, были оформлены в рамочки и повешены на стены, рядом с моими. Мысли запрятать их в дальний угол шкафа или повесить там, где никто не увидит, и близко не возникали. Они и сейчас висят там, где и были, на всеобщем обозрении, хотя дочь уже давно не рукодельничает.

Правило шестое. Не упускайте возможности порукодельничать вместе. Это дает возможность не только научить чему-то новому или без ущерба для своих занятий проконтролировать творческий процесс. Во-первых, занятие одинаковым делом очень сближает. Во-вторых, в процессе рукоделия вы можете поговорить о чем угодно, а это тоже сближает. Не исключаю, что как раз такие вот разговоры за рукоделием помогли нам с дочкой избежать кризиса подросткового возраста и обычного для этого периода времени недопонимания, которое возникает между разными поколениями.

Правило седьмое. Развивайтесь сами. Не стойте на месте, осваивайте новые техники, новые виды творчества и обязательно посвящайте в это своих детей. Дети по природе очень любопытны, им нравится узнавать новое, и им может довольно быстро надоесть то, чем они сейчас занимаются. К примеру, увлекла вышивка, но через пару месяцев наскучила. А альтернативы-то и нет, потому что мама только вышивает запоем, и все. Вот и ушел ребенок из творчества и опять засел за гаджеты))) Конечно же, я несколько утрирую, но, думаю, смысл вы поняли.

Правило восьмое. Даже если ваш ребенок уже выдает такие шедевры, которые ваше рукоделие давно за пояс заткнули, не переставайте творить для него. Всегда можно найти, чем порадовать. Любит вязать - сделайте украшения. Творит чудесные кольешки и кулоны - свяжите носочки или свитер. Или что-нибудь сшейте. Не обязательно лично для ребенка, можно и для его игрушек. У моей старшей в числе самых любимых вещей был коврик, размером примерно 15 на 20 см, который я сама соткала из какой-то старой, сто раз связанной и распущенной пряжи. Выбросить рука не поднималась, как и у любой уважающей себя рукодельницы. Что-то приличное из нее связать уже бы не вышло. А тут свекровь подарила мне самодельную иглу для ткачества и показала, как ею пользоваться. Ну я и пошла тренироваться "на кошках", а в итоге получилась одна из любимейших игрушек для ребенка. Этот коврик несколько лет торжественно украшал собой то подходы к ее игрушечному домику, то лежал в его главном зале. Играла с ним, пока он попросту не рассыпался из-за потрепанного исходного материала.

Вот такими нехитрыми методами я "затащила" в рукодельный мир свою старшую дочку. Ушла она из него по причине смены приоритетов. В старших классах учеба стала занимать много времени, а поскольку она сама поставила себе цель закончить школу со всеми пятерками и поступить на бюджет в вуз, на рукоделие времени не осталось вообще. Но творческая жилка в ней не угасла, она в свободное время любит порисовать, как на бумаге, так и на графическом планшете. И результат очень даже впечатляет и радует.

Сейчас провожу "вербовку" своей младшей. Уже вызвала интерес к вязанию. Первая попытка оказалась неудачной, но мы будем пробовать еще. Очень любит возиться с бусинками, которые я ей иногда выдаю для игры, но со строгим требованием ничего не потерять и убрать потом по пакетикам, как было. И очень любит рисовать. Так что творческие задатки налицо, есть что развивать, чем и занимаюсь)))

А как вы приучали своих детей к рукоделию? Делитесь своим опытом и секретами в комментариях!

И не забывайте, что еще продолжается розыгрыш кулона в честь выхода статьи №200. Заходите сюда, оставляйте комментарий и ловите свою удачу!

Всем ровных крестиков, легких петелек и послушных бисеринок! И прекрасных выходных!

#рукоделие #дети #воспитание ребенка #воспитание детей #обучение детей