Наталья Ходнева
Два года назад несколько семей из Краснодара задались целью организовать занятия по компьютерной грамотности для детей, имеющих диагноз «расстройства аутистического спектра». Мамам и папам особенных ребят удалось добиться успеха – уже 10 человек в возрасте от 14-ти лет активно изучают Word, Power Point и учатся работать с браузерами, и делают это с большим удовольствием. Необычная задумка получила название #ПРОЕКТКОТ, и теперь многие семьи, в которых воспитываются ребята, имеющие аутизм, ждут своей очереди, чтобы начать занятия по освоению ПК. Главная цель всей программы – трудоустройство.
— Толчком для появления проекта послужило то, что родители детей с аутизмом столкнулись с общей проблемой: наши ребята довольно неплохо пользовались разным ПО и приложениями на интуитивном уровне, а вот системных знаний и понимания информатики у них не было, — рассказывает основатель #ПРОЕКТКОТ Яна Бяхова. — Те родители, у кого дети учились в школах, жаловались, что информатику им практически не преподают, а тех, кто школы уже закончил, никуда не хотели брать с тем мозаичным уровнем навыков, который у них образовался, да и диагноз «аутизм» до сих пор пугает людей.
Яна провела опрос в родительском сообществе, и выяснила, что из 90 семей, где воспитываются дети с РАС, существует 24 семьи, где родители заметили, что их детям не дают системных знаний информатики. Начались долгие хождения по инстанциям, обращения в разные организации с просьбой организовать курсы компьютерной грамотности для особенных ребят, но все время что-то мешало: то возраст после 18 лет, то инвалидности нет, то в школе не учится. Родителям же было принципиально, чтобы такие курсы были доступны для людей с аутизмом вне зависимости от этих формальностей.
— Когда мы уже отчаялись, — продолжает свой рассказ Яна, — на помощь пришла компания «Каргилл». Менеджер компании по оперативному управлению, адаптации и развитию персонала Игорь Бренер познакомил меня с потрясающими ребятами из студсовета ИКСИиБ Кубанского государственного технологического университета, которые захотели стать волонтерами и обучать ребят компьютерной грамотности. Студенты получили разрешение от руководства вуза, я провела для них обучение как правильно общаться с людьми с аутизмом, и после этого мы провели первое занятие.
На момент старта #ПРОЕКТКОТ волонтеров хватило только на 10 человек. Создатели курсов очень хотят, чтобы больше ребят могли посещать занятия, но добровольческих ресурсов пока не хватает.
Сначала уроки проходили в помещении университета, а с октября прошлого года благотворительная организация «Открытая среда» предоставила для занятий свое помещение, где ребятам было очень комфортно. Активисты «среды» также стали помогать с обучением волонтеров. С началом карантина #ПРОЕКТКОТ перешел на фронтальное дистанционное обучение.
Невероятную помощь проекту оказали компании «Siemens» и «Каргилл», так как многие из семей находятся в трудном материальном положении, они не могут позволить себе купить компьютер. Компании же передали ребятам ноутбуки для занятий, и благодаря этой помощи дети смогли обучаться дистанционно. Компания «Каргилл» и сейчас продолжает активно поддерживать проект, и даже познакомила организаторов курсов с компанией Atos, сотрудники которой организовали для ребят бесплатное обучение пользованию программой Power Point, что стало для детей невероятной удачей.
Сейчас в проекте образовывается мини-группа из ребят, которых можно было бы развивать в направлении визуализации, работы в графических редакторах, а в перспективе и в UX дизайна, поэтому #ПРОЕКТКОТ продолжает искать волонтеров: людей с техническим образованием, которые готовы заниматься с ребятами и составлять тематические планы занятий и маршруты развития.