Найти тему
Эпигон Сеанса

Как снимали войну будущего в первом «Терминаторе» (1984)

Чтобы показать противостояние людей и терминаторов, происходящее в далеком будущем, создателями фильма не использовалась одна лишь компьютерная анимация, как часто думают. Тогда такой возможности попросту не было – можно было нарисовать декорации, привести в роботов движение, но финальная картинка была бы совсем не такой похожей на действительность.

Да, различные технологии и производственные мощности новейших компьютеров позволяют реализовывать самые смелые творческие задачи. «Трансформеры» Майкла Бэя, новый «Бегущий по лезвию 2049» Ридли Скотта, те же «Мстители» или диснеевские «Звездные войны» – эти фантастические фильмы не состоялись бы без ярких и впечатляющих спецэффектов.

Но в далеком 1984-м, когда о хромакее мог знать только человек из киностудии, команде Джеймса Кэмерона приходилось искать поистине уникальных технических решений, полагаясь в большей степени на свою изобретательность, а не на компьютерную пост-обработку.

Огромные руины и разрушенные здания, многотонные роботы, испещрявшие пространство лазерными лучами, – такими мы видим батальные сцены в «Терминаторе». Но на самом деле, эти гигантские фигуры и обширные пространства создавались на столе с помощью пластика, картона и фольги. А человеческие черепа, по которым проезжали танки, были размером с грецкий орех.

Компоновка миниатюрных декораций
Компоновка миниатюрных декораций

Терминаторов собирали вручную, часть за частью, ставили на микроскопические гусеницы и запускали на радиоуправляемых гусеницах в ход. Проблема состояла в том, что игрушечные танки будущего не передавали тяжесть огромной движущейся машины. Поэтому съемка происходила в ускоренном режиме. Затем кадры замедляли. Летательные аппараты также собирали, подвешивали, и перемещали над «полем боя» с помощью системы тросов.

Человек на съемочной площадке рядом с моделью тяжелого танка
Человек на съемочной площадке рядом с моделью тяжелого танка

Все угловатости и огрехи удалось завуалировать искусственным дымом, который создавал иллюзию обширного пространства. В фильме этот дым выглядит как естественный туман. Поисковые прожекторы на экране – лишь фонарики в руках человека из съемочной группы за кадром. Реальное расстояние между объектами, кажущимися массивными, составляло всего несколько сантиметров.

Использование искусственного дыма
Использование искусственного дыма

Пиротехнические эффекты создавались с использованием петард. Чтобы взрывы выглядели более мощными и энергичными на экране, специалисты по спецэффектам подсвечивали их миниатюрными оранжевыми лампочками в момент взрыва. Дело в том, что в сознании зрителя взрыв всегда окрашен в оранжевый цвет. Поэтому яркая подсветка делала взрыв петарды похожим на настоящий. А оседающая от взрывной волны пыль – это арахисовая шелуха, разлетающаяся в стороны.

Гусеница танка наезжает на операторскую камеру в момент "взрыва"
Гусеница танка наезжает на операторскую камеру в момент "взрыва"

На финальной обработке дорабатывали взрывы, делая их еще более яркими и плавными, а также добавляли лучи лазерного оружия. Лишь несколько декораций были сделаны в натуральную величину – те, где в кадре появлялись люди. Затем отснятые с актерами кадры накладывали на общие планы. На редакторе докручивали цветовые фильтры – изображение делали более холодным. И готово!

Конечно, сегодня возможности компьютерной обработки позволяют достигать поразительных визуальных эффектов. Как говорится, «такое возможно только в кино»: немыслимое в реальной жизни выглядит настолько выразительно и натурально на экране, что позволяет без остатка окунуться в происходящее, захватывает дух. Но команда Кэмерона опиралась лишь на собственную изобретательность, а результат превзошел самые смелые ожидания.

-5