«Я родился в очень непростое время. Наверное потому сколько себя помню, с самого детства я постоянно искал любви и одобрения у окружающих меня женщин, но ни одна из них не была мне по-настоящему близка, ведь среди них не было той, которая меня родила. Не было среди них моей мамы» - это строки из дневника одного повзрослевшего и окрепшего, во всех смыслах, воспитанника многих детских домов, начала распадающегося Советского союза, затем новой России.
Сейчас он занимается предпринимательской деятельностью, держит сеть небольших закусочных в Подмосковье, но все так же ждет материнской любви.
Материнское тепло, то, что остро не хватает всем отказникам детских домов. И это не потому, что персонал учреждений скуп на ласки, нет, просто им не хватает на это время, ведь несколько десятков сорванцов нужно накормить, за ними убрать, на прогулку вывести, опять накормить, спать уложить, обучить, одеть и так изо дня в день.
Гениальная идея для решения проблемы детской «недолюбленности» пришла из Канады и Америки. Там с 1991 года Международный Обучающий Центр (ILC) в ряде крупных домах престарелых реализует программу, в рамках которой предоставляется возможность детям и взрослым взаимодействовать друг с другом. Пять дней в неделю малыши из сиротских приютов приходят в гости к старшему поколению, чтобы вместе заниматься музыкой, танцами, искусством, рассказывать друг другу истории, готовить обед и делать еще много других увлекательных вещей. У детей таким образом оказывается много любящих бабушек и дедушек, пожилые люди обрели любящих внуков. Дети лучше понимают процесс взросления и старения, а пожилые жители центра вновь чувствуют свою нужность, востребованность, они рады поделиться своим жизненным опытом и любовью.
В России об этом опыте знают и стараются его внедрить. Союз добровольцев России уже организовывал встречи выпускников детдомов с постояльцами домов престарелых, накоплен исключительно положительный опыт, в связи с чем и появилась инициатива реализовать проект на государственном уровне.
Соответствующие обращения о создании площадки для общения поколений член СПЧ Яна Лантратова направила в Министерство образования и науки и Министерство труда и социальной защиты. В качестве примера такой площадки она приводит Providence Mount St. Vincent в США, который вмещает 400 пожилых жителей, а также несколько десятков детей, которые стали частью программы Международного Обучающего Центра (ILC). Но как известно, у любой палки есть два конца. Так для обывателя, абсолютно положительная инициатива, являющаяся панацеей от всех социальных недугов и детских травм, вызывает настороженность у ряда экспертов.
По словам специалистов, и дети в детских домах и пожилые люди в домах престарелых, имеют свою специфику, у каждой из категорий есть сложные проблемы. У стариков старческая дряхлость, у детей физические или умственные отставания в развитии.
«Как дети из детдомов в реальности очень далеки от образов диккенсовских «бедных сироток», так и бабушки и дедушки из домов престарелых – не сказочные добрые и мягкие волшебники. А ведь у каждой из сторон будут именно такие – нереалистичные – ожидания от предстоящего общения: дети будут ждать бабушек с плюшками и шоколадками, а бабушки – заботливых и внимательных «внучков». Соответственно, для качественного и главное полезного контакта, здесь нужна специальная подготовка», — говорит президент благотворительного фонда «Найди семью» Елена Цеплик.
По ее мнению, прежде чем «пересекать» пожилых людей и детей-сирот, и ту, и другую сторону надо обучить, как общаться друг с другом, как строить отношения, как помогать друг другу. Во-вторых, встают вопросы физического здоровья.
«Дети в детских домах, как правило, имеют массу достаточно серьезных диагнозов, как и старики в домах престарелых. Как осуществлять «совмещение» таким образом, чтобы ни одна из сторон не страдала физически? Чтобы их совместный досуг не превращался в уход для одной или другой стороны? – тоже совершенно не понятно, какая методология здесь предусмотрена», — обращает внимание эксперт.
В-третьих, еще одна серьезная проблема, о которой необходимо думать, — формирование привязанности ребенка к взрослому, нужда в постоянном общении со взрослым. Допустимо ли стимулировать привязанность ребенка к старому человеку, если есть высокая вероятность, что ребенку придется в скором времени переживать его смерть? Это очень сложный вопрос. И скорее всего, этого делать не нужно: травм у ребенка-сироты и так достаточно, считает Елена Цеплик.
Обеим сторонам - и детям, и бабушкам — нужно тепло и внимание. На постоянной основе совместить два учреждения – пока очень непросто, особенно в нынешних условиях, которые есть в российских домах престарелых, подчеркивают эксперты. Бабушкам нужен медицинский уход, в домах престарелых есть лежачие больные, кроме того, пожилые вряд ли будут рады постоянному шуму, гаму, беготне детей. Перестраивать систему, делать отдельный корпус для колясочников, для лежачих и тяжелобольных — маловероятно, что это произойдет, считают представители НКО.
Становится очевидно, что прежде чем проводить эксперимент с объединением детских домов и домов престарелых, необходимо все тщательно продумать.
А как думаете Вы? Возможно ли объединить сиротские дома и дома престарелых?