В деле изучения истории (в том числе и железнодорожной) большое значение имеет внимательность и даже случайность. Совершенно случайно обнаружилось прекрасное фото: Василий Шукшин на Казанском вокзале. Интересного тут много (чего например стоит сочетание одежды кепка/пиджак/джинсы), но мы обратим внимание не на это. Василий Макарович явно собирается садиться на фирменный поезд №1/2 «Волгоград». И будет уместно рассказать именно о нем.
Сайт РЖД, например, долгое время был уверен, что назначен сей поезд был лишь с 1 ноября 1980 года и эта ошибка перекочевала впоследствии во множество источников (например в первые версии моего справочника). Сейчас уже точно известно, что поезд №1/2 с личным именем «Волгоград» первый раз упоминается в кратком расписании сети МПС СССР 1967 года (а в 1964 еще не упоминается).
Как мы знаем, Шукшин провел в Волгограде свое последнее лето в 1974 году, снимаясь в фильме «Они сражались за Родину». Вполне логично предположить, что и вышеприведенное фото и сделано как раз тогда. Мы видим, что вагоны красные и с накладными металлическими буквами над окнами.
Наверно в той фотосессии были и другие фото. Мне удалось обнаружить еще одно.
То есть в конце шестидесятых и минимум до середины семидесятых (а скорее всего и далее) состав бы вот такой.
Плохонькое фото.
Это я прикладывал уже: бабушка, вагон, пассажиры и Казанский вокзал.
А здесь вот букв накладных сверху нет, но зато какая маршрутная табличка!
К началу восьмидесятых, вероятно, блеск был потерян и вагоны стали выглядеть заурядно. В 1989 году изменилось место отправления в Москве: с шумного Казанского вокзала «Волгоград» переехал на только что отреставрированный Павелецкий.
В конце восьмидесятых-начале девяностых попытались максимально простым способом выделить «фирмач». Этот дешевый вариант не прижился.
Уже в 1993(?) году появились составы в узнаваемых цветах Приволжской железной дороги. Этот вариант сейчас тоже почти забыт.
А помнят же все вот такой (существовавший с 1999 по 2011 годы): красочный, с Родиной-матерью и георгиевской лентой.
Короновирус поезд не сломил, разве что частота курсирования у него сейчас не ежедневно, а через день.
Схема: 5 вагонов ТКС — ресторан — 7 вагонов ФПК.
Фирменность сохраняет.
А цвета уже давно скучные и казенные.
P.S. Люди меня читают разные и возможно кто-то поправит/дополнит информацию. Может быть у вас в архивах сохранились и другие фото знаменитостей и обыкновенных людей в железнодорожной обстановке. Не надо стесняться, обратная связь в этом блоге работает хорошо.