Найти в Дзене
Плёнки и винил

«Солярис» расшифрованный: раскрываем смыслы главного шедевра отечественной кинофантастики сцена за сценой-15

Оглавление

Разбираемся в символике «Соляриса» Андрея Тарковского. В предыдущих частях (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 14) мы дошли до знаменитого монолога Снаута в библиотеке о том, что «человеку нужен человек»

1. Монолог Сарториуса

Как уже отмечалось, происходящее в библиотеке на борту станции, – это философский диалог, когда герои с разными мнениями свободно обмениваются ими. Наступает черёд высказаться Сарториусу, самому антипатичному режиссёру персонажу. Он ещё раз настаивает на том, что главная цель жизни человека – познание истины, которую он понимает как научную. А главным отличием человека от окружающего мира он считает сознание. С этой точки зрения (которую, кстати, в начале фильма целиком поддерживал Крис), пребывание Криса на станции бессмысленно: его общение с двойником жены как будто не ведёт ни к каким осязаемым научным открытиям. То, что происходит при этом в душе Криса, Сарториусу непонятно. И неслучайно нам крупным планом показывают, как на словах «человек создан природой, чтобы познавать её», он ударяет очками об стол и теряет стекло. Словно увеличительное стекло, древний инструмент исследователей, подводит учёного, не даёт ему заметить главного.

Кстати, в сценарии монолог был длиннее на пару предложений, в которых Сарториус обвинял Криса в том, что тот перекладывает ответственность на Снаута.

2. Монолог Хари

Теперь единственный, кто ещё не высказал своей позиции в споре, – это Хари. Её речь тоже была изначально чуть длиннее, она начиналась со слов: «я понимаю, я не человек». Скорее всего они были удалены, поскольку противоречили происходящему: для Криса она уже вполне человек. Да и для Снаута, судя по поцелую украдкой, тоже. Теперь только Сарториус утверждает: «вы не женщина и не человек... вы механическая копия» и это даже несмотря на то, что Хари плачет, то есть явно проявляет человеческую эмоциональность.

-2

Кстати

Поневоле вспомнился другой культовый фильм 70-х: «Приключения Электроника», где Электроник как раз был механической копией мальчика Сыроежкина и признаётся всеми удачей своего создателя, вполне человеческим существом, когда проявляет эмоции.

В финале монолога Хари роняет книги (это, пожалуй, может означать отрицание книжного рационального познания) и безуспешно пытается пить воду, чтобы доказать Сарториусу свою человечность. Крис встаёт перед ней на колени в позе религиозного поклонения, очень похоже на то, как встанет в финале перед отцом (Хари, кстати, не зря напоминает мать Криса).

-3

Однако вся сцена оставляет чувство незавершённости: Крис так и не получает прощения, Хари не удаётся доказать свою человечность. Очевидно, что эволюция этих персонажей не завершена, и мы ещё посмотрим и обсудим, при каких условиях они приблизятся к своим целям.

3. Пьяный Снаут

Снаут с его гуманизмом тоже оказывается в тупике («хороший ты человек, только выглядишь плохо», – комментирует Крис, а Снаут отвечает, что имеет полное моральное право напиться. Понятно, что в таком контексте упоминание морали означает слабость его нравственной позиции. Пока Крис провожает его да каюты, он успевает назвать Сарториуса «Фаустом».

Эта отсылка к книге Гёте вполне логична: в начале её сюжета, когда читатели знакомятся с Фаустом, он находится в отчаянии из-за того, что прочитал множество книг, приобрёл всю возможную библиотечную мудрость, но так и не разгадал жизни. Это описание хорошо подходит и Сарториусу.
Фауст подписывает договор с Мефистофелем.
Фауст подписывает договор с Мефистофелем.

Снаут также пытается острить по поводу невозможности контактов с Солярисом и предлагает кричать ему через люки станции или молиться... Здесь его пьяный монолог резко обрывается. Океан Солярис – это образ Бога в фильме, и молитва как форма обращения к Богу и есть путь контакта с Ним. Но герои как будто спотыкаются на этом моменте беседы. Вполне возможно, что Тарковский и сам не пошёл дальше, чтобы избежать придирок худсовета «Мосфильма»...

Но они всё равно поступили. После первого обсуждения были внесены следующие предложения:
...4. Изъять концепцию Бога.
5. Изъять концепцию христианства...

В следующем выпуске обсудим, зачем в фильме нужна картина Брейгеля и в чём смысл сцены в невесомости.

Читайте также другие части: