Найти в Дзене
Игнатий Смирнов

Зависимость от Бога или рабство вещества.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Чтобы нам разумом принять сегодняшнее Евангелие, где говориться о вещах напрямую связанных с нашим существованием. Потребность в пище и в питье, а также в одежде составляет стержень в поддержании нашей земной жизни, и если убрать что-либо из этих составляющих, включенных в нашу жизнь, то человек просто не выживет, погибнет.
Так вот, чтобы нам понять и принять

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Чтобы нам разумом принять сегодняшнее Евангелие, где говориться о вещах напрямую связанных с нашим существованием. Потребность в пище и в питье, а также в одежде составляет стержень в поддержании нашей земной жизни, и если убрать что-либо из этих составляющих, включенных в нашу жизнь, то человек просто не выживет, погибнет.

Так вот, чтобы нам понять и принять сказанное сегодня в Евангелие, обратимся к Ветхому Завету, к той действительности, которая раскрывает перед нами, потомками Адама состояние его и нашей с вами природы и образа жизни, который мы вынужденно наследовали после грехопадения нашего праотца Адама.

«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. (Быт.3:17-20)».

Потребность в пищи и в одежде, можно прибавить сюда функцию размножения, это данность нашей оторванной от единения с Богом природы, по своему движению ставшей напоминать больше биологический организм, сродный с животными, чем духовный. Наш организм стал зависимым от вещества, наша природа заставляет нас постоянно искать для себя питание и одежду в материальном мире, мы подвержены необходимости, от которой нам невозможно избавиться, она управляет нами более, чем подчиняется нам.

Эль Греко. Покаяние
Эль Греко. Покаяние

Представим себе на минуту другую картину, чтобы делал человек, не познавший себя, не возлюбивший и не предавший себя всем своим существом Богу, если бы он не имел острой потребности ни в пище, ни в питие, уподобляясь в этом ангелам или духам. Чем был бы занят его светильник, по святым отцам это - наш ум, если бы его более не занимала потребность в биологическом выживании, в поисках пищи и одежды? На что бы уходила человеческая энергия и желание?

Ответом на этот вопрос может послужить пример наших праотцев Адама и Евы. «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт.3:4-7)». Наша энергия и желание уходили бы на поиск независимости от своего Творца, человек опять стремился бы уйти от Бога, не осознавая этого, в небытие. Так как движение от Бога, это движение в небытие, то что подавляющее большинство из нас не переживает в своей душе видение того, что его ждёт за гробом, говорит не о том, что этой будущей действительности для него не существует, а скорее о том, что в движении своего ума мы отвернулись от неё, закрылись, сделали вид, что её нет.

Мы биологически проживаем на земле своё независимое и самодостаточное от Бога существование, и этот разрыв довлеет над нашей свободой, он глубоко вошёл в нашу природу, и управляет нами более, чем управляется. «Самого главного глазами не увидишь; зорко одно лишь сердце». А наше сердце закрыто, поэтому Господь и предупреждает нас: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого. (Лук.21:34-37)».

Для святых отцов грехопадение человека понимается не как привнесение чего-то нового (во зле нет никакой творческой силы), но как раскрытие потенциальной опасности присущей творению, если оно предоставлено самому себе. Поскольку причиной грехопадения была претензия сотворенного человека стать высшей инстанцией бытия (т.е. Богом), он, в конечном счёте, оборачивается тем, что тварный мир стремится представить своё бытие как самодостаточное, а не подчиненное бытию нетварному – Богу. Другими словами грехопадение состоит в отказе человека поставить своё бытие в зависимость от общения с Богом. Поэтому Господь и не оставил Адама в Раю, а выслал его оттуда, чтобы его состояние отчуждения от своего Творца, не приобрело вечное измерение: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. (Быт.3:22-23)».

Что бы зло не стало бессмертным
Что бы зло не стало бессмертным

Попустительством человеку облечься во временную биологическую жизнь, как плод греха, а также через смерть, являющуюся также плодом греха, Господь предоставляет человеку возможность выжить духовно, вернуться к истокам своего бытия, к Богу, обрести полноту жизни и ту красоту, что принадлежит уже не Адаму, а во Христе его природе. Наша временная жизнь это одновременно горькое врачевство и благословение Божие. Отцы Церкви говорят, что Бог попустил смерть и позволил ей быть для того, «чтобы зло не стало бессмертным».

Теперь время вспомнить сегодняшние Евангельские слова: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф. 6;31-33)».

Эти слова сказанные Христом для согрешившего Адама имели бы иное значение, чем они имеют для нас в данный момент, ведь ощущение Адамом того, что он имел в Раю, когда пребывал в общении с Богом, и что он приобрёл после нарушения Божией заповеди и разрыва союза с Богом, было трагической реальностью, а не радостью со осознанием свободы от Бога. Он с печалью понимал, что он обманулся, и вместо своей блаженной зависимости от Бога, от которой он пытался избавиться, он приобрёл зависимость от вещества, что может быть печальней.

Когда Господь призывает нас не искать ни пищи, ни питья, ни одежды, а прежде всего этого Царствия Божия, он не призывает нас умереть с голоду, потому что Сам предоставил человеку вести такой образ жизни. Он призывает сменить цель нашей жизни, её акценты, которые связаны с тем, что временно и тленно, чтобы человек не уносился позывом своей природы в небытие и тление, а смог бы через самоотвержение и предания своей жизни Богу, обрести и осознать источник своей жизни не в веществе, а в общении с Богом.

Аминь...