Взлеты и падения ужастиков о живых мертвецах
Многие верили, что сериал «Ходячие мертвецы» - свежее дыхание в фильмах про зомби. Но последние сезоны разочаровали. Большинство поклонников жанра переключили свое внимание на одержимых, призраков и колдовство. Тем временем, у фильмов про зомби сложился долгий и увлекательный путь к мейнстриму. Давайте вспомним взлеты и падения пугающих, смешных и малобюджетных героев ужастиков.
Зомбовод Ромеро
Во второй половине XX века на зомби мало кто обращал внимание. Вне знаний магии Вуду, и фильмов о радиоактивных гуманоидах их почти нигде не использовали. Те зомби сидели на диете, они не интересовались человеческими мозгами. Монстры были далеки от людоедских, жаждущих плоти существ, которых мы знаем и любим сегодня.
Все изменилось, когда в режиссерское кресло сел Джордж Ромеро. Он навсегда изменил правила игры. Ромеро не изобрел зомби (как ему часто приписывают), он при думал новую универсальную концепцию, формулу, из которой возникли почти все фильмы о зомби за последние 50 с лишним лет.
На протяжении всей своей карьеры Ромеро продолжал развивать идею фильмов о зомби. От пугающей «Ночи живых мертвецов» до сатирического «Рассвета мертвецов». Затем возник политический «День мертвецов». Ромеро старался избегать повторов. Он всегда был на шаг впереди, реагируя на окружающий мир и кинематографические пейзажи, создавая новые тенденции.
Зомби ворвались в мейнстрим
Поэтому вокруг произведений Ромеро возник целый жанр, охватывающий весь мир. Концепцию культового режиссера взял на вооружение итальянская легенда ужасов Лусио Фульчи. Из под его пера сначала вышли Zombi 2 (он же Zombie ), а затем странная и экспериментальная трилогия «Врата ада». Такие кинематографисты как Дэн О'Бэннон , Фред Деккер и Стюарт Гордон также заинтересовались этим жанром. Поклонники творчества Ромеро построили на его крепком фундаменте новые экспериментальные конструкции. Вселенная фильмов о зомби расширялась и к началу 1990-х годов достигла своего пика.
Однако успех не может длиться вечно. Пугающие зомби стали выходить из моды. Они оставались в сиквелах, таких как «Возвращение живых мертвецов» и появлялись в малобюджетных ужастиках вроде «Возвращение моего парня», «Кошмар на кладбище». Зомби перестали ходить по земле до нового тысячелетия.
Наступили 2000-ые. Кинематографический бизнес, основанный на фильмах о зомби, вновь стал прибыльным.
Новая волна зомби
Революцию в жанре произвел Дэнни Бойл, выпустив на большие экраны фильм «28 дней спустя». Затем на экранах появилась Элис в исполнении Милы Йовович. Ее Элис, которая работала на самую могущественную корпорацию в мире, покорила сердца тысячи зрителей. Затем вышел ремейк Зака Снайдера «Рассвет мертвецов». Все это были высокобюджетные студийные фильмы с мощными спецэффектами. В то же время инди-фильмы о зомби начали трансформироваться. Они получили новый сюжет, более качественную графику и стали расширять границы традиционной мифологии о зомби. Режиссеры использовали повествовательный формат, чтобы рассказывать странные, пугающие оригинальные истории своему зрителю.
А затем мы с вами стали улыбаться. Появился «Зомби по имени Шон». С появлением этого фильма жанр вновь изменился. Мета-зомби-комедия Эдгара Райта напоминала любовное письмо к жанру. В нем было отражено почтение к классике. Акценты, пасхалки - все это радовало глаз.
Жанр продолжал трансформироваться, когда в режиссерское кресло вновь сел Ромеро. Он выпустил «Землю мертвых». Все думали: если крестный отец зомби вернулся, зомби точно вернулись.
Второй период заката
К концу 2000-х годов ежегодно появлялись десятки фильмов о зомби. Столько слов «зомби» в ужастика не было никогда. Из этого многообразия только несколько кинолент были достойны просмотра. К таким можно отнести «Хижина в лесу», «Добро пожаловать в Zombieland», «Малберри Стрит», «Репортаж», «Стая», ремейк на иностранный фильм «Карантин», анимационный фильм «Паранорман».
С «Земли мертвых» Ромеро производство фильмов о зомби замедлилось, особенно на уровне студий. С 2010 по 2020 годы вышел странный, жанровый фильм «Мэгги», с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. В данной киноленте он сыграл любящего отца девушки, которую поразил зомби вирус. Случайным прорывом можно считать «Войну миров Z» с Бредом Питтом в главной роли. Также «угасали» продолжения «Обители зла». Сиквелы больше раздражали, чем вызывали восторг. Люди продолжали их смотреть не потому, что нравится, а потому что хотели узнать, чем же всем это закончится.
Можно ли говорить о том, что с 2010 по 2020 годы произошло выгорание жанра? Неужели зрители устали от нежити так, как устали от вестернов?
А вот и… «Ходячие мертвецы»
Это возможно, но маловероятно, учитывая успех сериала «Ходячие мертвецы». Он одержал победу во многих номинациях, возглавил ряд рейтингов.
Вероятно, успех этого сериала сыграет еще свою роль. Пока же зомби-фильмы «засохли» на большом экране. Либо зрители их разлюбили, либо фанаты этой нежити ищут отдушину в других медийных продуктах, таких как компьютерные игры. Возможно, это веяние обновленной поп-культуры.
Пока ясно одно: Ромеро создал жанр "фильмы о зомби". Они выходили на экраны во времена великих социальных потрясений, которые происходили в мире. Такие ужастики становились культовыми в разгар рецессии и войны с террором в начале 2000-х годов. Сейчас наше общество пересекло границу международных политических беспорядков. И, как бы это странно ни звучало, но вновь стали появляться довольно хорошие фильмы про зомби.
Наступил еще один кинематографический век нежити? Время покажет!
Не отписывайтесь! На «Киноамнезии» Вас ждет много всего интересного!