Продолжаем разговор об типе украшений из ренессансной Италии, называемом "ферроньерка".
Самая загадочная фероньерка в ренессансном искусстве, однако, не у «Прекрасной Ферроньеры» Леонардо да Винчи, давшей имя этому украшению, а на картине, которую принято считать работой Рафаэля. Это «Портрет Елизаветы Гонзага, герцогини Урбинской» (ок. 1504-5, Уффици).
Во лбу у дамы совершенно очевидным образом находится скорпион. А в клешнях у скорпиона – в золотой оправе бриллиант, граненый простенько, «таблицей».
Почему герцогиня украсила себя скорпионом? Самое простое объяснение – это ее зодиакальный знак. Однако оно не срабатывает: Елизавета была Водолеем. Другое объяснение – геральдика, но в ее роду такой эмблемы или символа не использовалось.
Версий очень много, например, что это был амулет, связанный с деторождением. Однако картина была создана 16 лет после свадьбы герцогини, когда уже было совершенно очевидно, что их брак бесплоден.
Другая версия -- что скорпион, наоборот, стал символом целомудрия Елизаветы, которая была чрезвычайно предана герцогу, несмотря на его бессилие.
Скорпиона Елизаветы также трактуют как знак поражения Чезаре Борджиа и возрождения Урбинского герцогства. Еще есть версия, что скорпион тут как атрибут Диалектики (красноречия и остроумия), которым славилась герцогиня.
Полный обзор версий с цитатами из книг 16 века и научных трудов наших дней (и длинными сносками!!) читайте в моем блоге.
Тут же пусть будут еще современные украшения, вдохновленные этой картиной.
Завтра поговорим, о том, как женщины прошлого носили жемчуг в волосах.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.