Найти тему

Музей мирового океана. ДЭПЛ Б-413

Одно из самых посещаемых и необычных объектов музея Мирового океана - подводная лодка Б-413. Субмарина была введена в состав Советского флота в 1969 году. В 1969—1990 годах несла боевую службу в составе 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота. В ходе военной службы неоднократно совершала походы в Атлантический океан и Средиземное море, самый продолжительный имеет длительность 392 дня, больше года без замены экипажа. За свою службу подводной лодке удалось избежать крупных аварий, только инцидент столкновения с затонувшим кораблем, которые не повлек за собой человеческих жертв и серьезного урона. В 1990 году была передана в состав Балтийского флота.В 2000 году после проведения ремонтных мероприятий и оборудования субмарины под музей была передана Музею Мирового океана. Приборы, оборудование и внутреннее убранство лодки представлено так же, как было на момент вывода субмарины из состава флота.

Стоимость посещения подводной лодки - 200 рублей с человека. Подводная лодка пришвартована у берега, рядом с научно-исследовательским судном «Виктор Пацаев». Стоимость фотосъемки на подводной лодке 50 рублей, нам выдали отдельный билет на это. Рюкзаки и сумки лучше оставить в камере хранения, потому что на лодке немного места и они могут мешать.

Для спуска в подводную лодку переоборудован люк для загрузки торпед. Как только мы спустились внутрь, то сразу попали в торпедный отсек.

-2

На лодке 6 торпедных аппаратов, боезапас торпед - 22. Огромное количество различных переключателей, вентилей, указателей. В этом же отсеке представлены модели подводных лодок Советского и Российского флота. Минут 10-15 занимает рассказ об истории подводной лодки. Потом самостоятельный осмотр.

Представлены макеты подводного ракетоносца класса "Акула", подводных лодок класса "Антей", "Лира" и еще несколько макетов. Над ними расположена торпеда, которая использовалась на подводных лодках проекта 641, к которым относиться Б-413. Торпедные аппараты на дизельных лодках используются для выхода экипажа при авариях, трудно себе представить, как можно пролезть в торпедный аппарат, еще и имея на себе дыхательный для подъема на поверхность.

-3

После торпедного отсека, поднявшись по лестнице попадаем в узкий проход, справа и слева от которого расположены жилые помещения. Перелезая через переборки стало понятно, почему советовали оставить рюкзаки в камере хранения. Хотя, даже без них перемещение по подводной лодке было долгим, наверное, через несколько недель нахождения на субмарине можно научиться летать через люки. Но идем дальше.

-4

В узком коридоре каюта капитана, старшего помощника, каюты офицеров и кают-компания, которую обычно использовали для приемов пищи и проведения свободного времени, а в экстренных случаях она использовалась как операционная.

Каюта командира
Каюта командира

В каютах постарались создать обстановку 70-80 годов 20 века, когда подводная лодка совершала дальние походы и посещала многие порты и страны.

-6

Каюта командира является самой вместительной и большой, в каютах остальных офицеров настолько мало места, что спать там можно только сложившись пополам или в позе эмбриона.

После прохода жилых помещений офицеров попадаем на центральный пост, где расположен мозговой центр подводной лодки, именно там несут вахту командир, штурман и старший помощник. Там расположены навигационные карты, системы управления подводной лодкой, радист, акустик, который является можно сказать проводником подводной лодки на глубине.

-7
-8

-9
-10

Индикаторы и различные механизмы, которые показывают готова ли лодка к погружению, рули управления глубиной и еще множество механизмов и устройств.

-11

Далее за центральным постом расположены каюты старшин, дизельный и электрический отсеки. В дизельном отсеке происходит управление двигателями подводной лодки.

-12

После дизельного отсека попадаем в электромоторный. Основные двигатели подводной лодки - дизельные, но, когда недостаточно кислорода, или необходимо двигаться как можно тише используются электро двигатели. Они намного менее мощные, чем дизеля, но и более экономичные. Там находятся системы управления электродвигателями, опреснительные установки, пост управления электродвигателями.

-13

После электромоторного отсека мы попали в кормовой торпедный и жилой отсек.

-14

Здесь, в отличии от носового, всего 4 торпедных аппарата, а также здесь же находится жилое помещение матросов. В кормовом отсеке находится аварийно-спасательный люк, который используется при затоплении подводной лодки.

-15

Экипаж собирается в кормовом отсеке, к данному люку должен подойти спасательный глубоководный аппарат. Состыковаться с аварийно-спасательном люком и затем экипаж переходит в батискаф и эвакуируется с подводной лодки. Звучит это просто, но на деле, при затоплении подводной лодки она может перевернуться, лечь на борт, что сделает невозможным стыковку с батискафом. Однако, даже если субмарина легла на грунт ровно, то стыковке могут помешать течения, которые будут относить батискаф от корпуса лодки, так произошло при аварии на "Курске". Несколько дней батискаф пытался пристыковаться к аварийному люку, но это было безуспешно.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

В отсеке находится костюм с дыхательным аппаратом, которые используют подводники для выхода с потерпевшей крушение лодки.

-17

Экскурсия и обход подлодки был чрезвычайно интересным и познавательным. Множество устройств можно потрогать руками, почувствовать себя на борту подводной лодки. Огромное количество плакатов, стендов, которые рассказывают про назначения тех или иных устройств, историю отечественного подводного флота. При подготовке статьи зашел на сайт музея, оказывается, что проводится ролевая игра для учеников средней и старшей школы, число участников - 15 человек. В ходе игры они решают ряд задач, с которыми постоянно сталкиваются моряки подводного флота: проводят торпедную атаку, ликвидируют аварию в отсеке. Звуки работающей субмарины и команды командира подлодки по громкоговорящей связи придают происходящему ощущение реальности. Должно быть интересно.

Другие объекты в Музее Мирового Океана.

Экспозиция глубина

Корабль "Витязь"

Места, где я был в Калининграде.

Кафедральный собор

Бункер Отто Ляша

Музей Янтаря

Форт номер пять

Зоопарк

Поездка на шлюз

История Восточной Пруссии:

Прусское герцогство

Тевтонский орден

Прусское герцогство часть 1

Королевство Пруссия