Внутренний водный транспорт для Якутии - это вопрос выживания. В регионе, где нет круглогодичного автомобильного сообщения с «большой землёй» от работы реки зависит и транспортная доступность для население, и снабжение. До этого момента ситуация с судоходством в регионе, как и в целом в российском Заполярье, была плачевной. Ситуацию призвана изменить Жатайская верфь...
Объемом инвестиций в верфь по сегодняшним меркам колоссальный. Только на первом этапе на ее реализацию выделяется 5,7 млрд рублей
Из истории
В времена #СССР Якутия сама себя обеспечивала флотом. Суда строились на Качугской, Осетровской верфях, в Жигалово, Алексеевске, Киренске, Пеледуе. Свой вклад обеспечивали и страны СЭВ: ГДР, Чехословакия, Болгария и братская западная Финляндия.
Лихие 90-е не прошли даром. Все судоверфи (!) на Лене прекратили свою работу. А импорт судов для Якутии (тем более со всей спецификой этих судов) стал неподъемным.
К концу 00-х ленский флот пришел в уставшем состоянии. И физически, и морально.
Пересмотреть ситуацию заставили рост грузопотоков, а главное реализация крупных сырьевых проектов страны. В регион надо завозить материалы, оборудование, вывозить с мест продукцию. Ревизия остатков некогда крупных верфей Якутии показала, что со строительством современного флота они не сочетаются (импорт отмели давно из-за специфики строительства речных судов, иностранцам сложно понять условия и требования по безопасности от отечественных надзорных органов).
Тогда новая верфь
Первые сваи на территории будущего #судостроительного завода начали забивать 26 апреля 2019 года.
Жатайская #верфь - это не просто отверточная сборка. Предприятие планирует наладить полный цикл сборки речных судов «под ключ». В том числе пуско-наладку оборудования, все процедуры испытаний и сдачи, и даже утилизацию старых судов с продажей металлолома.
Сейчас на верфи идет возведение блока корпусных производств, реконструкция слипа. По планам первый этап строительства должен быть завершен к концу следующего года. Далее предстоит работа над вторым этапом проекта, в рамках которой планируется строительство укрепленной набережной, достроечного цеха, а также линии для очистки и окраски.
Первое судно на Жатайской верфи планируется заложить в 2021 году, а выход на полную мощность, который запланирован на 2025 год, позволит выпускать до 10 судов ежегодно.
В частности, среди судоходных компаний региона имеется повышенный спрос на: сухогрузы, нефтеналивные #суда, буксиры, а также комбинированные самоходные суда и несамоходные баржи.
Для самого региона новый #завод решает и кадровые проблемы. В работе верфи планируется задействовать порядка 700 человек. Причем, пока идет строительство, кадры будет проходить обучение и участвовать в обмене опытом на Северо-Западе страны.
Ранее мы писали о том, что на легендарном украинском «Океане» начались проблемы.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки! Дальше будет интереснее!