Найти тему
Евгений Величко

Будет длиться музыка... ( Воспоминания бывалого рокера)

Автор на концерте в ДК "Юность" новосибирского Академгородка (XXI век)
Автор на концерте в ДК "Юность" новосибирского Академгородка (XXI век)

Больше 30 лет прошло с тех пор, как я первый раз взял в руки гитару. Дело было в седьмом классе и, хотя родители мои не испытывали особого восторга от появившихся внезапно в доме пластинок с зарубежными исполнителями, они, однако, сильно упорствовать не стали и даже профинансировали первые уроки музыки, которые преподал мне парень с нашего же двора. Был он постарше, неплохо играл на гитаре и, что самое главное, не просто показал простейшие "дворовые" аккорды, а научил ставить барэ и рассказал о "цифровке" - способе записи аккордов с помощью буквенных символов.
С пластинками, нужно сказать, в 70-х годах прошлого века было не слишком хорошо и, например, битловская "Girl" обозначалась на диске фирмы "Мелодия" как "английская народная песня", а The Beatles назывался без всяких буржуазных излишеств - просто "вокально-инструментальный ансамбль". Немного выручали магнитные записи. Брался магнитофон типа "Комета 209" весом около 12 кг и относился к товарищу, у которого каким-то чудом появлялась запись Дипов (Deep Purple), Хипов (Uriah Heep) или Криденсов (Creedence Clearwater Revival). А потом бралась гитара, учебники математики и истории откладывались в сторону и - "да здравствует rock-n-roll"!
Учился я в школе № 61 новосибирского Академгородка, и в середине 70-х годов старшие ребята из 10 класса уже вовсю пытались играть зарубежную музыку. О этот загадочный блеск радиоламп в усилителях, эти неподъемные колонки размером с 14-летнего комсомольца! А девушки, провожающие томным взглядом патлатых музыкантов с гитарами наперевес! Короче, к 9 классу мы тоже сколотили свой первый школьный ансамбль (точнее, даже два, но об этом чуть позже). Вначале занимались у меня дома на обычных гитарах, а Слава Ветренко, наш барабанщик, первые свои ударные инструменты соорудил из пяльцев для вышивания (кто сейчас вспомнит, что это такое?) с натянутым полиэтиленом внутри. Дело двигалось неплохо и пару раз отыграв на школьных танцах мы уже назывались группой "Мираж" и чувствовали себя рок-королями, пускай и местного розлива.
Сейчас достаточно много говорят о том, что рок-музыкантов не слишком жаловало начальство разного уровня, однако, исходя из собственного опыта, могу сказать, что ни в школе, ни в институте, ни в армии никаких гонений на себя мы не чувствовали. Правда, и учились неплохо, и портвейн пили в меру, не нарушая приличий, и вполне успешно выступали на различных конкурсах и смотрах художественной самодеятельности отстаивая сначала честь родной школы, а затем и института. Я "лабал" на гитаре, басистом был Сергей Ведякин, игравший потом в достаточно известной в Сибири группе "Страховой полис", а за ударными сидели сначала Андрей Володин (очень талантливый парень, к сожалению очень рано ушедший из жизни), а затем Володя Исаков, отметившийся впоследствии в крутой новосибирской рок-группе "Ломбард" и джаз-оркестре НЭТИ (новосибирского электротехнического института, ныне - НГТУ).
Не могу не выразить слова благодарности директору нашей школы - Виктории Иосифовне Монашевой. Была она уже в возрасте, очень строгой (но справедливой!), однако и деньги на новые инструменты выделила и место для репетиций. До сих пор помню нашу маленькую "музыкальную каморку", уставленную инструментами (кто помнит гитару "соло-ритм"?), усилителями ("Одиссей", "Электрон") и колонками (это уже собственного производства!) .
Играли мы сначала музыку иностранную, тех же "Дипов" и "Битлов", но как-то быстро я начал сочинять свои песни, потом и Сергей Ведякин стал пописывать, так что самодеятельность развивалась полным ходом.
Кроме музыки я пытался заниматься еще и спортом - фехтовальный клуб "Виктория" в новосибирском Академгородке был известен на всю страну не только спортивными успехами, но и большой "внеклассной" работой (изучение французского языка, встречи с интересными людьми и т. д.). И, конечно, без собственного ВИА (вокально-инструментального ансамбля) здесь тоже не могло обойтись. Тренером в "Виктории" тогда работал Виктор Телицын, совсем еще молодой человек, отлично певший и игравший на гитаре во "взрослом" самодеятельном ансамбле. И как-то все быстро завертелось, директор "Виктории" Петр Васильевич Слепцов идею музыкального коллектива одобрил с условием, чтобы наш рок-н-ролл не отражался пагубно на спортивной подготовке, и вот уже группа "Гелиос" в составе: Виктор Телицын (соло-гитара, вокал), Слава Ветренко (ударные, вокал), Олег Рольгейзер (ритм-гитара, вокал), Боря Цукерман (клавишные) и ваш покорный слуга (Евгений Величко, бас-гитара, вокал) вовсю играла на клубных вечерах и даже вполне "взрослых" мероприятиях в различных заведениях Академгородка. Хорошее было время, и Виктор Телицын стал для нас настоящим учителем. Иногда на репетиции приходили ребята из его группы, и мы с упоением слушали, как Игорь Грибанов (думаю, многие академгородковцы знают это имя) играл на гитаре "Black magic woman" Карлоса Сантаны. Чуть позже Телицын "разжаловал" меня из "басиста" в соло-гитариста, мотивируя свое решение моим катастрофическим неумением играть в связке с барабанами. Но это меня не слишком расстроило, в школьном ансамбле (а позже и в составе уже студенческого коллектива) я тоже играл на соло-гитаре. А за бас мне снова пришлось взяться только в армии, ввиду полнейшего отсутствия басистов на нашем славном 89-м военном заводе в г. Хабаровске. Кстати, примерно в это же время, только на другом военном заводе (но тоже в Хабаровске) играл в ансамбле Григорий Лепсверидзе (ныне - великий и ужасный Григорий Лепс!).

Ансамбль клуба "Виктория" (1978-1980 гг.)
Ансамбль клуба "Виктория" (1978-1980 гг.)

С музыкальными инструментами в фехтовальном клубе было, естественно, не густо, но помогли родители юных мушкетеров - Валентин Афанасьевич Коптюг (академик, ректор НГУ, а впоследствии и председатель СО АН СССР) и Виктор Григорьевич Цукерман (зав.лаб. института Автоматики и электрометрии). В результате каких-то сложных многоходовок (конечно, не очень понятных молодым музыкантам) у нас появилась вполне приличная для того времени аппаратура, а на выступления ансамбля "Гелиос" в клубе "Виктория" порой набивалось так много народа, что однажды, не выдержав напора слушателей с улицы, разбились стеклянные витражи! Выступали мы и в летнем спортивном лагере "Локомотив". Завершаешь фехтовальную тренировку и бегом на музыкальную репетицию. Были молодые и по-хорошему нахальные. Помню, подходит к нам тренер занимающихся рядом конькобежцев - красавица-блондинка с изумительными формами и спрашивает: "Ребята, сможете сыграть "Отель Калифорния" группы "Eagles?". Я тут же отвечаю: "Конечно!" и, подождав, пока барышня отойдет на безопасное расстояние, спрашиваю у коллег - "А что за песня? Кто-нибудь знает аккорды?"...
Но школьные деньки пролетели быстро, и передо мной гостеприимно распахнулись двери НГПИ (физико-математический факультет педагогического института). На фехтование времени уже не оставалось, а вот занятия музыкой я бросить не мог - играл в двух ансамблях: факультетском "МиФе" (Математики и Физики: Костя Чудинов (бас), Коля Федотов (ритм), Шура Якименко (ударные), Игорь (Бугор) Романов (скрипка), Галя Безделова (клавишные), Юра Бессонов (гитара), Света Тропина, Ира Ходакова (вокал), Женя Величко (гитара, вокал), Боря Грушицкий (гитара) - простите, если кого забыл... ) и в обновленном "Мираже", базирующемся в НЭТИ, куда поступили учиться мои школьные товарищи Сергей Ведякин и Володя Исаков.

Участники ансамбля МиФ (Новосибирский пединститут) (1980-1985 гг.)
Участники ансамбля МиФ (Новосибирский пединститут) (1980-1985 гг.)
Выступление ансамбля МиФ (автор в центре с гитарой)
Выступление ансамбля МиФ (автор в центре с гитарой)

Здесь к нам присоединился Игорь Страхов, игравший на ритм-гитаре и певший красивым лирическим тенором. Это было начало 80-х. Все повально увлекались "Воскресеньем" и "Машиной времени", а мне еще, помню, очень нравилась уральская группа "Урфин Джюс" - предвестник "Наутилуса". Так что практически половину репертуара во всех моих коллективах составляли песни "Воскресенья" и "Машинистов", а вот вторая половина состояла из наших собственных композиций. Играли на танцах, на свадьбах, на выпускных вечерах, на смотрах художественной самодеятельности... Кстати, деньги, полученные за игру на свадьбах неплохо пополняли скромный студенческий бюджет. Опять же девушки - очаровательные студентки (а на выпускных вечерах и вчерашние школьницы) не обходили своим вниманием юных рок-н-ролльщиков! Помню, составы часто менялись и взаимно дополнялись. Не смог Володя Исаков поехать с нами на деревенскую свадьбу (или посчитал зазорным, играя уже в составе институтского джаз-оркестра) - не беда, Слава Ветренко из нашего "фехтовального" ансамбля, впихнув в брезентовый рюкзак неподъемный усилитель ТУ-100, составил компанию группе "Мираж".

Группа МИРАЖ (1981-1985 гг.). (Сергей Ведякин -бас, Евгений Величко - гитара)
Группа МИРАЖ (1981-1985 гг.). (Сергей Ведякин -бас, Евгений Величко - гитара)
Группа МИРАЖ (1981-1985 гг.). Слева-напрво: Игорь Страхов, Сергей Ведякин, Евгений Величко.
Группа МИРАЖ (1981-1985 гг.). Слева-напрво: Игорь Страхов, Сергей Ведякин, Евгений Величко.

С этой свадьбой получился вообще анекдот. Часть усилительной аппаратуры мы должны были взять в джаз-ансамбле, но их руководитель, видимо, заподозрив неладное, сменил на двери в "музыкалку" замок, и автобус с гостями на свадьбу почти час ждал, пока мы бегали по всему НЭТИ и близлежащим окрестностям в надежде добыть хотя бы пару колонок и еще один усилитель! Тщетно... С мыслью "скоро будут бить" мы, сопровождаемые недобрыми взглядами приглашенных на свадьбу (а кому, действительно, охота ждать непутевых музыкантов вместо того, чтобы уже пить самогонку в деревенской столовой!) обреченно полезли в автобус. Но случилось чудо! В селе, в местном клубе, нашлась хорошая аппаратура и мы "на ура" отыграли целых два дня!
Интересно, что из всей нашей компании в музыке дольше всех задержался только Слава Ветренко. Хороший ударник с отменным голосом, закончил техникум, отслужил в армии и долгое время с успехом играл в новосибирских ресторанах. Много интересного рассказывал он мне о тех веселых временах и людях (среди них и депутаты Госдумы есть) которые встречались ему там в разное время и в разных ситуациях, но это уже совсем другая история... "Кабацкий угар" не помешал Славе заочно закончить пединститут и теперь, когда уже игра в ресторанах и клубах кормит не слишком хорошо, новая профессия помогает ему в сегодняшнее нелегкое время.
Году в 82-83 стал с нами поигрывать паренек чуть помладше возрастом, но уже довольно лихо управлявшийся с гитарой и буквально помешанный на рок-н-ролле. Учился он в соседней с нашей школе, а потом тоже поступил в пединститут, на исторический факультет. Правда, продержался он в институте не слишком долго, чего нельзя сказать о его музыкальной карьере. Звали паренька Вадик Денисов и сейчас он фронтмен группы "Капитан Дик", известной в Новосибирске и его окрестностях и вообще, очень уважаемый в рок-н-ролльных кругах человек. Как-то незаметно стали мы довольно часто собираться вместе, и группа в составе: Вадим Денисов (гитара, вокал), Сергей Ведякин (бас, вокал) и Евгений Величко (гитара, вокал), получившая название "ВЕС" (по первым буквам имен музыкантов) выпустила в 1984году свой первый магнитоальбом. Площадкой для записи нам послужил Клуб Юных Техников (снова Академгородок!) где я (будучи уже студентом 4-го курса) руководил астрономической лабораторией. Директор КЮТа, Вадим Юрьевич Шолохов, очень много сделавший для развития детского технического творчества, благосклонно смотрел и на музыкальные эксперименты - актовый зал и звукозаписывающая аппаратура всегда были в нашем распоряжении.

Группа ВЕС (1984 г.) Слева-направо: Евгений Величко, Сергей Ведякин, Вадим Денисов.
Группа ВЕС (1984 г.) Слева-направо: Евгений Величко, Сергей Ведякин, Вадим Денисов.
Евгений Величко и Вадим Денисов.
Евгений Величко и Вадим Денисов.

В записи помогали мои хорошие друзья, тогда студенты и, по-совместительству, диджеи, а сегодня - инженеры и ученые: именно благодаря Вадиму Сотникову, Евгению Стекленеву и Григорию Бакакину записи наших ранних песен сохранились до настоящего времени. Работа над альбомом проходила без ударника - где-то раздобыли электронный барабан - чудо советской инженерной мысли, и под его могучий бит были записаны наши первые хиты: "Гок-танго", "Время-Мессия", "Будет длиться музыка" (Евгений Величко), "Мини-бикини", "Как-то раз пошел я в винный магазин" (Вадим Денисов).
Постепенно к нашему коллективу присоединились студенты-педагоги Владимир Суродин (ударные) и Александр Валов (клавиши). Эти музыканты (включая, естественно Вадима Денисова, Сергея Ведякина и меня - Евгения Величко) и образовали первый состав группы "Страховой полис", названной так в честь одной из песен Вадика. На дворе стоял 1985 год, в стране вовсю организовывались рок-клубы, и "Страховой полис" радостно влился в их ряды. Первые концерты, благодарные слушатели, статьи в тогда еще самиздатовских рок-журналах... Начиналось все замечательно, продолжалось еще лучше, но уже без меня. Закончив институт, я незамедлительно был призван в ряды Советской армии и в чине рядового начал службу на вычислительном центре 89 военного завода в г. Хабаровск. Муза преследовала меня и там, при заводском клубе нашлась неплохая аппаратура и вот уже наш военный ансамбль в свободное от основной службы время играет для своих сослуживцев и даже дает выездные концерты в Хабаровске. Здесь-то мне и пришлось снова взять в руки бас-гитару, других умельцев-басистов не нашлось. В репертуаре, кроме моих песен, были модные тогда группы "Круг", "Карнавал" и (куда же без них, вездесущих) "Машина времени". Военное начальство нам особо не мешало, а с замполитом вообще сложились отличные отношения!

Ансамбль 89 военного завода, г. Хабаровск. (автор - в центре с бас-гитарой).
Ансамбль 89 военного завода, г. Хабаровск. (автор - в центре с бас-гитарой).

Прошло полтора года и..."дембель подкрался незаметно"! Пора было мне возвращаться на историческую родину в Новосибирск. "Страховой полис" к тому времени стал очень популярной группой (коцерты, записи на телевидении), а я, устроившись на работу в один из НИИ и параллельно преподавая в школе и ВУЗе, на время отошел от музыки. Но только на время! Руки очень тосковали по электрогитаре и... не прошло и года, как была организована группа "Единая система" в составе: Евгений Величко (гитара, вокал), Константин Бибик (бас, вокал), Сергей Зебров (ударные) и Герман (Гарри) Воробьев (клавиши). С Костей и Сергеем я учился в одной школе и мы уже раньше поигрывали вместе, Герман же подключился к нам чуть позже, но очень органично вписался в коллектив. Пели мы в основном свои песни, причем авторами были все члены группы, а выступали в разных НИИ Академгородка. Помню интересную историю. Костя, игравший на басу (высокий и импозантный парень), считался секс-символом группы и однажды на новогоднем выступлении в НИИ Автоматики не поделил девушку с каким то солидным дядечкой-инженером. Завязалась потасовка и Костя получил сзади предательский удар бутылкой по голове. Вот такие нравы царили тогда в научных кругах Академгородка (интересно, что-нибудь изменилось с тех пор?). В одной из школ (точно не помню 121 или 119) нам любезно предоставили место для репетиций, и мы записали там единственный магнитоальбом "Единая система". Несколько песен с данного альбома, кстати, до сих пор хранятся в моем архиве (спасибо за это Григорию Бакакину!). Помню ребят гораздо младше нас, приходивших на репетиции... Прошло время, и они стали популярной в Новосибирске группой "Boys", игравшей битловские песни. К сожалению, эта группа распалась несколько лет назад... Правда, наша "Единая система" рассыпалась гораздо раньше: Костя Бибик эмигрировал в Канаду, а Сергей Зебров трагически погиб. Осталось только несколько песен, заботливо оцифрованных с магнитной ленты...
Прошли годы, "Страховой полис" тоже распался. Вадик Денисов создал новую группу "Капитан Дик", Саша Валов стал солидным московским банкиром, но про музыку не забыл и в составе любительской (но очень динамичной) группы "Banking Band" (название говорит само за себя!) периодически выступает в московских клубах и даже поет мои старые (и не очень старые) песни. Здесь же играет и еще один мой старый знакомый по музыкальным делам Андрей Кучин. Верной дорогой идете, товарищи!
Сергей Ведякин, Игорь Мазин (тоже, если мне не изменяет память, игравший в "Страховом полисе") и Володя Суродин отошли от музыкальных дел. Правда, на юбилейном концерте "Полиса", состоявшемся в 2015 году, ребята "встали к станку" и оторвались по полной программе. Молодцы!
Я же в гордом одиночестве продолжал сочинять и играть песни для своих друзей, пока мой хороший товарищ Андрей Рычажков (работавший в то время вместе с Игорем Страховым) не познакомил меня с очень интересными ребятами из группы "Старый город". Сергей (Иваныч) Гончаров (гитара, вокал), Александр (Сан Саныч) Бобров (соло-гитара), и Михаил Бехтерев (ударные) (все вполне состоявшиеся в жизни люди в возрасте глубоко за 40) искали такого же "молодого" бас-гитариста. Так я и стал "жителем" группы "Старый город". А чуть позже к нам присоединилась молодая и красивая девушка Катя Исаева. Катя хорошо пела и играла на клавишных. Исполняли мы в основном свои песни (авторами в группе были все музыканты) и довольно часто выступали на разных площадках города (в т. ч. клубах "Нии Куда", "Труба" и т. п.). Я сочинял босса-новы и блюзы, Сергей Гончаров любил баллады, интересные песни были у Михаила и Александра. Досочинялись мы до того, что взяли и... выпустили диск. Назывался он "Гости уйдут... Босса-нова в Старом городе". Так же называлась вторая песня на этом диске - "Гости уйдут...", написанная мною в стиле босса-нова в возрасте чуть за двадцать. Я тогда впервые познакомился с творчеством Антонио Карлоса Джобима и был просто очарован бразильской музыкой.

Группа "Старый город" (2007 - 2012 гг.). Автор - второй слева, с бас-гитарой.
Группа "Старый город" (2007 - 2012 гг.). Автор - второй слева, с бас-гитарой.

Диск (записанный на новосибирской студии "Мегатон") вышел в 2008 году и был, на мой взгляд, достаточно интересным. Удалось в то время поиграть и пообщаться со многими новосибирскими музыкантами - Алексом Грином, Костей Савинковым и его группой "Ступени", другими новосибирскими рок-н-рольщиками. Как-то забежал к нам на огонек Мурат Джусупов (я думаю, многие знают его как члена новосибирской команды "Большая удача"). В общем, репетировали и выступали мы полным ходом. Жизнь, между тем шла своим чередом, наша красавица Катя вышла замуж и уехала в другой город, в группе появился Александр Михайлов - хороший гитарист, тяготеющий к тяжелому року. А я понял, что мне пора уходить. Все, что я мог сделать в "Старом городе", было сделано (записан диск, исполнено много хороших песен, в. т.ч., конечно и босса-нов), а направление, в котором начинала двигаться группа, мне больше не подходило (или я не подходил этому направлению). Тем более, что наконец-то мне удалось организовать свою маленькую домашнюю студию, где я по-прежнему могу записывать свои старые и новые песни и радовать ими (я надеюсь!) свою семью и друзей.
Группа "Старый город" репетирует и периодически выступает, но уже без меня. Хочу пожелать им удачи! Вадик Денисов планировал в этом году очередной юбилейный концерт с группой "Страховой полис", но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы, и 2020 год явно не стал лучшим годом для многих музыкантов.

Автор в Коктебеле у музея Волошина.
Автор в Коктебеле у музея Волошина.

А что у меня за спиной? Долгие годы работы на телевидении, преподавание в различных учебных заведениях нашего города, интересная творческая профессия. Что ждет нас всех впереди? Поживем - посмотрим... Надеюсь, что слова моей старой песни "Будет длиться музыка до самого конца..." не выглядят слишком пессимистичными.

Послушать мои старые и новые песни можно здесь...
Один из моих клипов можно посмотреть здесь...

Искренне ваш и с любовью к музыке, Евгений Величко.