Найти тему
Bodrum 48

Турецкое искусство. Эбру - танец красок на воде.

Как возможно разбрызгать краску по воде и получить при этом красивый и оригинальный узор? А если этих красок будет не одна, а несколько? Попробуйте растворить в воде краски – они просто смешаются друг с другом и ничего, кроме "цветной воды", не получится. Так в чем же секрет искусства, под названием Эбру? Что это за краски такие особенные и что это за вода?
Рисунок на воде
Рисунок на воде

Из всех известных нам видов и жанров изобразительного искусства эбру, или рисование красками на воде, является, пожалуй, одним из самых магических и самых загадочных. Здесь все хранит в себе некую тайну – от названия до истории возникновения, техники и материалов.

Согласно одной версии, название "эбру" произошло от персидского eb-ri и означает «имеющий форму облака», по другой – от ab-ru и означает «поверхность воды».

По некоторым источникам, эбру зародилось на территории средневекового Туркестана, откуда проникло в Иран и затем – на территорию Османской империи. Но имена первых мастеров, придумавших эту технику и совершенствовавших ее методом проб и ошибок, к сожалению, затерялись в истории.

Но известно то, что техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название Эбру стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи.

-2

Очень часто такие рисунки украшали развороты книг. Или были фоном для других картин.

-3

Здесь, как и в традиционной живописи применяются кисти и краски, однако химический состав красок несколько иной (это не масляные краски, и не акварель, и не гуашь, а специальные порошковые краски для эбру, имеющие натуральное происхождение), а кисть служит не для того, чтобы наносить мазки, а для того, чтобы разбрызгивать краску по поверхности воды, создавая таким образом или фон для будущего рисунка, или же многоцветный узор – заливку, которая сама по себе является рисунком. Последняя техника является, кстати, одной из самых ранних и носит название "баттал-эбру".

Баттал-эбру
Баттал-эбру

Баттал-эбру -одна из самых старых техник. Как говорил один из великих эбру-мастеров Мустафа Дюзгюнман, баттал - это начальная школа в искусстве эбру. Создать хорошую картину в стиле баттал-эбру достаточно сложно. Отрабатывается эта техника несколько месяцев. Учатся делать точные движения, чувствовать краску, и создавать гармонию цветов. Затем переходят на более сложный уровень - учатся рисовать изображения разных цветов и цветочные орнаменты.

-5

Гребенчатое эбру- создается, с помощью специальных гребешков. Такой специальной расчёской проводят по поверхности воды с краской и получаются вот такой рисунок:

Гребенчатое эбру
Гребенчатое эбру

Еще один вид - Шаль-эбру. Очень красивый стиль, узор при котором напоминает перья птиц или крылья бабочек. Узор напоминает анатолийские платки и отсюда название - шаль.

Шаль-эбру
Шаль-эбру

Создание рисунка

Сначала всегда берут черную краску. Затем – красную, зеленую, желтую или любую другую. Но черный цвет всегда должен быть первым. Иначе он "заглушит" все остальные цвета. Более темные цвета должны быть снизу, более светлые – сверху. Чтобы краски не смешивались друг с другом, в них добавляют экстракт желчи. А в саму воду (лучше дистиллированную) добавляют загуститель, который делает ее более вязкой. Поверхностное натяжение воды изменяется, за счет этого краски остаются на поверхности, а не оседают на дно. В качестве загустителя применяют вытяжку из исландского мха и другие вещества. Например, застывший сок астрагала (растения-кустарника). В наше время продают специальные загустители и краски для этого искусства. А один из самых известных мастеров эбру Неджмеддин Окъяй рекомендовал в качестве загустителя напиток салеп.

Современный набор для Эбру.
Современный набор для Эбру.

Стоит заметить, что приготовление раствора и красок – самый важный этап в создании картин в технике эбру, поскольку от него полностью зависит, каким получится рисунок на поверхности воды (и получится ли он вообще). Если раствор для эбру не приобретет нужной вязкости или же краски с желчью не будут смешаны в правильных пропорциях, то краски или растекутся, или смешаются друг с другом, или осядут на дно, и никакого рисунка не получится. Настоящим эбру-мастером может считаться лишь тот, который не только в совершенстве владеет этой техникой, но и умеет подготовить все необходимые материалы.

Полученную «заготовку» нужно перенести с воды на бумагу.

Перенос рисунка на бумагу.
Перенос рисунка на бумагу.

Для этого лист белой бумаги берут за два противоположных конца по диагонали, слегка подворачивая кверху, и опускают на поверхность воды. Затем протирают бортики кюветки, чтобы остатки краски не перешли на бумагу и не испортили общий вид рисунка. И осторожно тянут этот лист на себя, движением снизу вверх так, чтобы он соприкасался с бортиком.

Вот это, собственно, и все. Осталось только подсушить полученный рисунок.

Можно оставить этот узор как есть. Это и будет настоящий "баттал" - минимум вмешательства со стороны исполнителя. А можно получить и другие узоры. Например, если провести гребенкой по поверхности воды от одного края кюветки к другому, или взять шило и сделать им круговые движения по спирали, или просто провести этим шилом вверх-вниз по воде.

Шилом рисуют орнаменты
Шилом рисуют орнаменты

Каждая из техник имеет свое название: гребенчатое эбру, «соловьиные гнезда», «приливы и отливы». Все вместе они образуют одну большую группу техник – создание текстур или заливок. Другая группа техник – это рисование разных цветов: ромашек, фиалок, маков, гвоздик, роз, и, конечно же, классики эбру – тюльпана, который считается символом Турции.

Классический элемент в эбру - тюльпаны.
Классический элемент в эбру - тюльпаны.

 В ходе сессии, которая завершилась 28 ноября 2014 года, Комитет ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия включил в Репрезентативный список нематериального культурного наследия искусство Эбру.