Я вовсе не учу никого рисовать! Я уверена, что вы уже умеете. Тем более я не стремлюсь, чтобы вы рисовали также как я. Мои художества - далеко не образец. Мне просто нравится рисовать как оно идёт и получать от этого удовольствие. И я хочу, чтобы вы тоже получали удовольствие от своих рисунков!
Ну и немного теории, ведь когда вы смотрите на красивый замок, разные истории о его владельцах и тех временах когда он был построен, могут вас вдохновить и сделать впечатления глубже и полнее!
В прошлый раз мы говорили о роли линии в изображении. Вот замечательные рисунки от Юлия Я и Duffy duffy
Сегодня начнём о композиции и пропорциях.
Золотое сечение
В эпоху Возрождения художники верили, что есть некий эталон композиции, золотое правило и искали его. И кстати нашли! Это композиционное правило получило название "Золотое сечение". Я предполагаю почему "золотое", но не совсем понимаю почему "сечение".
Несмотря на такое пафосное название, суть его довольно проста.
Допустим, мы хотим сделать морской пейзаж с маяком на нашу обычную цифро-мыльницу. Мы наводим объектив на маяк, щёлк - и всё готово. Давайте посмотрим, какой вариант компоновки кадра вам понравится больше:
Упрощённый вариант "золотого сечения" - это правило "одной трети".
Правило "одной трети": Изображение будет гармоничнее, если основные композиционные оси (например горизонт) будут делить изображение в соотношении примерно 1: 2. То есть в данном случае горизонт удачнее расположить в нижней трети кадра.
Мастодонты Возрождения, конечно не могли довольствоваться столь приблизительными расчётами, им нужно было знать точное соотношение. И они высчитали, что оно составляет 1: 1,6180339887...
Откуда такая точность?
Ряд Фибоначчи
Это такая математическая прогрессия, где каждое следующее число равно сумме двух предыдущих. Смысл его в том, что любые два соседние числа отражают пропорцию "Золотого сечения", и чем цифры больше, тем точнее.
1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34 и так далее, до бесконечности. Так что и 1:2, и 2:3, и 3:5 - это всё тоже "Золотое сечение".
Можно сказать, что золотая середина где-то между 1/2 и 2/3. И если делать такие отношения между деталями в изображении, то оно будет восприниматься легко.
Откуда взялось это соотношение? Из природы! Оказалось, что в природе оно встречается практически везде! Например соотношение длины запястья к длине предплечья примерно 1:1,6. Так же соотносятся длинна руки и длина ноги! Потому картинки, где мы видим знакомое соотношение кажутся нам более привлекательными.
"Золотое сечение" уже прошито в нашем восприятии. Поэтому запоминать эти цифры не нужно!
Многовато математики сегодня, перейдём к картинам. На мой взгляд одним из гигантов композиции является Рафаэль. Любая его работа - идеально продумана и просчитана.
Но я против того, чтобы всё высчитывать, я считаю, что мы устроены так, что чувство красоты и гармонии заложено в нас изначально.
Поэтому можете забыть всё, что только что прочитали!
Сегодня - композиция на свободную тему. Это может быть пейзаж, натюрморт, да хоть и портрет - что угодно!
Условие - продумываем композицию, ищем наиболее приятное и интересное расположение на листе. Можно предварительно сделать пару эскизов.
А вот когда нарисовали, и вам самим нравится, проверим:
Действительно ли "Золотое сечение" такое золотое?
Ведь если вам нравится композиция - то вы в него попали. А если нигде не попали, но вам всё равно нравится, значит что-то явно не так с этим прославленным сечением!
Я прям с линейкой не анализировала то, что получилось у нас, но вроде попадания имеются)