Олег Лукошин, "Капитализм". Издательство АСТ, редакция Елены Шубиной, 2011 год.
Десять лет назад премиальный сегмент русской литературы был взорван - авторы заслуженные и известные в основном, как говорится, "пролетели". "Русский Букер" к примеру, взял спорный и скандальный "Цветочный крест" Елены Колядиной, а в финале был страшно недооценённый высоколобыми критиками "Дом, в котором" Мариам Петросян. Не отстал и "Нацбест" - премию взял Кочергин, а в финал неожиданно пробился Олег Лукошин с повестью-комиксом "Капитализм".
Всё это, с одной стороны, спорно и дискуссионно, а с другой - совершенно невозможно сейчас. Дерзкий прорыв стал как-то совсем невозможен: всё больше "рулит" пресловутая "совокупность заслуг".
Олег Лукошин - дядька специфический, конечно. Убеждённый левак, он раздал кучу нелицеприятных интервью, где объявил книги Шаргунова и Аствацатурова - слабыми, книги Прилепина и Садулаева - посредственными, а русский литпроцесс - злом. Нужно ли говорить, что после успеха "Капитализма" и выхода повести в РЕШ, его печатало (и печатает) только небольшое уральское издательство?
"Повесть-комикс" представляет собой хождение работяги Максима по России с томиком Маркса в качестве оберега. Напоминает, и не только именем, судьбу молодого Горького, что и подчёркивается на первой же странице: "Не медаль ты, чтоб на шее моей болтаться. Не пойти ли тебе, друг любезный, на хер?" - говорит герою дед. Максим и пошёл.
Герой берётся за множество работ - вором, сезонным рабочим на огородах, человеком-сосиской (привет новелле Кирилла Серебренникова из киноальманаха "Короткое замыкание"), продавцом бытовой техники, рикшей. Везде его настигает гротескный капитализм, являющийся ему, натурально, во сне - в виде толстяка в цилиндре в духе раннесоветских агитплакатов. После череды фантасмагорических событий и злоключений, хранимый, как ладанкой, Марксом, Максим убеждается в необходимости решительных действий. Заканчивается всё жестоко и карнавально, хотя и несколько лубочно.
Впрочем, комикс - лубок и есть, так что это не претензия, а издержки жанра. Как и отсутствие психологизма и всякого такого - здесь оно и без надобности.
Как ни странно, по повествовательным приёмам Лукошин близок, скорее, к западным авторам поколения Х, популярным в то время - Паланику, Коупленду, Эллису. С нотками их советского предшественника - Аркадия Гайдара. Как оно так вышло, не ведаю, но стиль своеобразный и запоминающийся.
Сергей Беляков писал: "Лукошин-революционер намного превосходит Захара Прилепина. В то же время Олег Лукошин единственный, если не считать Бориса Акунина, в русской литературе постмодернист европейского типа".
Конечно, здесь есть преувеличение, однако одно можно сказать точно: современной русской литературе не хватает "казуса Лукошина", а литературным премиям - радикального расхождения с ожиданиями и "повесткой". Хотя бы иногда.
#лукошин #капитализм #аст #современнаялитература #русскаялитература #рецензия #книжныйблогер #книжныйчервь #сЧётчик #schetchick