Найти тему

Болгария — не заграница. Как российские корпорации контролируют чиновников и СМИ в стране

Оглавление

Болгария оказалась легкой мишенью для крупного российского бизнеса, который активно внедряет в других странах привычные для себя непрозрачные схемы ведения дел. У Болгарии же — страны с социалистическим прошлым и глубокими историческими, политическими и экономическими связями с Россией — есть собственные традиции коррупции. Уровень коррупции здесь самый высокий в ЕС, и за 13 лет пребывания в Евросоюзе значительного прогресса в борьбе с этим явлением страна не достигла. Аналитик Free Russia Foundation Алиса Волкова объясняет, как крупный российский бизнес, в первую очередь ВТБ и «Лукойл», налаживая тесные связи с болгарскими политиками, усиливает зависимость Болгарии от российского энергетического сектора и удерживает коррумпированных политиков на государственных постах.

После окончания Второй мировой войны болгарская экономика полностью зависела от СССР: Союз обеспечивал Болгарию нефтью и газом и закупал почти все производимые там товары. Неудивительно, что и сегодня Болгария остается зависимой от России, особенно в энергетическом секторе: 90% газа поступает из России, «Росатом» поставляет ядерное топливо для болгарской атомной электростанции. А «Лукойл» владеет болгарским нефтеперерабатывающим заводом — крупнейшим на Балканах — и широкой сетью из более чем двухсот АЗС в стране, что делает компанию одним из главных работодателей в Болгарии и источником 9% ее ВВП.

Государство «Лукойл»

«Лукойл» в Болгарии практически монополист, владеющий всеми местными мощностями по импорту и переработке сырой нефти, а также по хранению, транспортировке и экспорту нефтепродуктов. Как пишет болгарское издание «Бивол», главный нефтяной порт «Лукойла» Росенец (недалеко от города Бургас), который используется для импорта нефти, был даже прозван российским «анклавом»: здесь не встретишь представителей болгарских властей, включая таможенников, поэтому и проверить происходящее там они не могут.

«Лукойл» — единственный поставщик топлива для водного и воздушного транспорта в Болгарии, компания фактически в одиночку снабжает все учреждения и службы, включая полицию и армию, используя посредников. Болгарское законодательство требует, чтобы подакцизные товары хранились на лицензированных акцизных складах, это позволяет следить за их передвижением с момента производства или импорта до продажи потребителям. В 2011 году министерство финансов объявило, что "Лукойл" напрямую контролирует 80% таких складов для топлива, а опосредованно — более 95%. Большая часть прибыли «Лукойла» в Болгарии при этом уходит из страны. В 2017 году компания утверждала, что заплатила более 32 млрд левов (около 16 млрд евро) налогов, но, по данным, которые приводит «Бивол», с момента приватизации она заплатила только 151 млн левов (около 77 млн евро) налога на прибыль. Отсутствие властных полномочий и политической воли для контроля над «Лукойлом» приводит к тому, что крупнейшая компания страны скрывает свою прибыль и использует Болгарию как ворота в Европу — для незаконного ввоза нефти в ЕС.

-2

Внешторгбанк финансирует неоднозначные сделки

Еще одним примером того, насколько большую роль на болгарской экономической и политической арене играет близкий к государству российский бизнес, является участие российского ВТБ в двух скандальных сделках. Речь идет о передаче третьей по величине телекоммуникационной компании «Виваком» (Болгарская телекоммуникационная компания, БТК) известному болгарскому реселлеру Спасу Русеву. На эту покупку ВТБ фактически предоставил собственным менеджерам беззалоговый кредит. Не исключено, что детали этой сделки остались бы в тайне, если бы бывший владелец «Вивакома» Цветан Василев не попытался оспорить сделку. Правда, не напрямую: неожиданно, его интересы представлял Дмитрий Косарев, помощник так называемого «русского православного олигарха» Константина Малофеева, который включен в санкционный список ЕС за поддержку незаконных вооруженных формирований в Донецкой области Украины в 2014 году. В Панамских документах журналисты обнаружили связь между Малофеевым, Косаревым и Цветаном Василевым, который сейчас скрывается от болгарского правосудия в Сербии после краха его Корпоративного коммерческого банка (ККБ) в 2014 году. В свою очередь Спаса Русева поддерживают первый заместитель председателя ВТБ Юрий Соловьев и два менеджера болгарского филиала банка, Милен и Георгий Велчев.

Итак, в 2015 году акции БТК перешли под контроль «ВТБ Капитала» после неуплаты кредита. В ноябре того же года ВТБ продал свои акции на аукционе инвестиционному консорциуму во главе с люксембургской компанией Viva Telecom SA за 330 млн евро. Выяснилось, что реальными владельцами Viva Telecom были болгарский бизнесмен Спас Русев, менеджеры «ВТБ Капитала» братья Милен и Георгий Велчевы, а также Красимир Катев. Широкой публике такой исход не понравился, и СМИ начали сомневаться в том, что сделка была честной. Чтобы купить долю в «ВТБ Капитал», Viva Telecom SA взяла у ВТБ кредит в 240 млн евро. По данным The Moscow Post, эта компания через цепочку офшоров принадлежит Юрию Соловьеву, первому заместителю президента ВТБ и гражданину Великобритании. Братья Велчевы — топ-менеджеры болгарского филиала ВТБ. Получается, что банк предоставил кредит собственным топ-менеджерам для покупки своих же активов.

-3