Преподобный Паисий Святогорец приехал на Афон, зная, что этот полуостров является уделом Божией Матери. С детских лет старец хотел подражать Ей, и Богоматерь неоднократно ободряла подвижника то примером Своей благочестивой и бесстрастной жизни, то теплой материнской заботой. А иногда даже и являлась ему в видении.
Для преподобного главным секретом святости Пресвятой Девы Марии было, во-первых, Ее происхождение, ибо Богоматерь родилась не от простых людей, но от людей святых, преподобных (то есть проводящих жизнь по заповедям Божиим). А именно: от Иоакима и Анны. По мысли старца, родители Божией Матери были «абсолютно духовными людьми», и потому, раз «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Матф.7:17), у них и родилось «бесстрастнейшее Создание - Пресвятая Богородица» (Афанасий Раковалис. «Старец Паисий сказал мне...»).
Немалую роль в святости Божией Матери, по мысли старца, сыграл и Ее личный подвиг - подвиг целомудрия, послушания и великой любви ко всему роду человеческому, благодаря чему дочь преподобных Иоакима и Анны стала Той, Которую знает весь мир - Матерью Божией.
Преподобный Паисий старался подражать Богоматери и в целомудрии, и в послушании, и в любви. Пресвятая Дева Мария всю жизнь была для него духовно-нравственным маяком и одновременно первой Помощницей в искушениях. Ибо есть духовный закон: если христианин почитает какого-то святого, то этот святой помогает ему. Святогорец говорит:
«Каждый человек может иметь особую любовь к какому-нибудь святому, и когда с ним что-то случается, то он получает помощь по молитвам святого» («Молитва». Том VI).
Прежде всего, Пречистая Дева помогала старцу в хранении целомудрия. Иеромонах Исаак в «Житии старца Паисия Святогорца» рассказывает удивительную историю о том, как молитва Богоматери спасла подвижника во время Гражданской войны в Греции от греха блуда.
Согласно изложению монаха Исаака, в то время старец еще не поступил в монастырь и назывался своим мирским именем - Арсением. Коммунисты схватили Арсения и поместили его в одну камеру с двумя полураздетыми публичными девками. Зачем? А чтобы испытать Арсения «на крепость»... Но Арсений стал молиться Богородице и очень скоро ощутил «силу свыше», благодаря которой уже мог смотреть на девушек бесстрастно, как Адам на Еву в раю. После этого подвижник просто поговорил с девушками, они раскаялись в своем намерении, заплакали и убежали.
Помогала Богоматерь преподобному Паисию и в исполнении монастырских послушаний, когда старец подолгу держал строгий пост. Чудесную материнскую заботу о старце Богоматерь проявила во время Успенского поста, за все время которого подвижник вкушал еду только один раз (на Преображение Господне). Прямо после всенощного бдения перед праздником Успения Паисий получил от старшего монаха сразу два послушания: 1) идти в Иверский монастырь с письмом, 2) встретить на монастырской пристани монаха и проводить его до монастыря. Старец чувствовал себя на пределе физических сил (после строгого поста и всенощного бдения), однако смиренно, без оговорок, отправился в путь (не взяв с собой даже сухарей). После Иверского монастыря на пристани ему стало нехорошо. Он в изнеможении присел на бревна, успев только попросить Богоматерь о помощи. Что же было дальше?
«Когда я сел, мне пришёл помысел помолиться Божией Матери, чтобы Она как-нибудь позаботилась обо мне. Но я тут же подумал: «Несчастный, и по таким мелочам ты будешь беспокоить Богородицу?» И в это время увидел прямо перед собой монаха. Он держал в руках круглый хлеб, две инжирины и большую гроздь винограда. «Возьми это во славу Госпожи Богородицы», – сказал он и исчез. Тут я уже от умиления не мог сдержать слёз; о еде и думать забыл... Да, да! Вот какая Мать! Заботится даже о мелочах! Понимаешь, что это означает!» («Молитва». Том VI).
Понятно, что о роскошном (для монаха) и, тем не менее, постном ужине в Успенский пост на монастырской пристани позаботилась, Пресвятая Дева Мария. Именно Она, Всемилостивая Мать, послала совершенно изнемогшему от непрерывного воздержания монаху хлеб, две инжирины и виноградную гроздь, чтобы он мог двигаться дальше.
Рядом с Богородицей преподобный ощущал себя ребенком. Молясь Пречистой Деве перед Ее иконой, старец ощущал молитву, как «молоко благодати», ибо испытывал великую любовь и невыразимую нежность. Молиться Богоматери ему было легче, чем Христу, ибо Христос - Бог, а Богоматерь - человек, пусть и превосходящий по святости серафимов и херувимов.
Матерь Божия была для афонского подвижника живым примером подлинной христианской любви к людям. Подобно тому, как Она любила всех людей (и добрых, и злых), точно так же (нелицеприятно) старался любить всех людей и святой афонский подвижник. Любовь была для него вершиной добродетелей и венцом всех подвигов. Людей всех наций старец считал членами одной большой Адамовой семьи.
«Я чувствую ко всем людям точно такую же любовь, какую я имел к своим родным. Сейчас людей всего мира я ощущаю братьями и сестрами» (Исаак, иеромонах. «Житие старца Паисия Святогорца»).
Любовь преподобного основывалась на жертве. Что касается людей, то они могли почувствовать на себе любовь святого по его милосердию. Ибо он с детства подавал милостыню беднякам и мог отдать им, по Евангелию, даже свою одежду (ту самую, которая была прямо на нем).
Что же касается Божией Матери (любовь прп. Паисия ко Христу - отдельная тема; мы ее не затрагиваем), то в дар Ей шли земные поклоны, молебные каноны, тропари и сердечные воздыхания. Старец молился Богородице, полагая, что одно Ее святое имя духовно преображает человека, делает его лучше, нравственно чище.
Точно так же (с благоговением и любовью) преподобный относился к иконам Пречистой Девы. Прикладываясь к этим иконам, старец имел такое чувство, будто перед ним предстоит Сама Богородица во всем неизреченном блеске Своей святости. Кроме всего вышеназванного, Паисий Святогорец имел одно милое посвященное Богородице увлечение или «хобби», как сейчас говорят. Живя в «Панагуде» (келье на Афоне недалеко от монастыря Кутлумуш), преподобный вырезал из дерева небольшие иконки Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание» и раздавал их людям. По свидетельству иеромонаха Исаакия, эти иконки получались у старца удивительно хорошо. В них «словно присутствовал дух» (Исаак, иеромонах. «Житие старца Паисия Святогорца»).
Богоматерь - по такой великой любви - не могла не поддержать старца Паисия Своим чудесным явлением, которое произошло в келье «Панагуда»... В то время старец собирался в дальнее путешествие, собирал необходимые бумаги и справки. Однако дело не ладилось, чиновники не отпускали его со святой горы Афон. По обычаю Святогорец обратился за помощью к Матери рода христианского, а Она вместо того, чтобы помочь ему через посредника (как Она это сделала, например, с ужином на пристани), удостоила старца личным посещением. Вот как описывает старец Паисий явление ему Богоматери в «Панагуде»:
«Было мне видение: будто собираюсь в дальнее путешествие и нужно собрать документы, паспорт, деньги, справки разные, а чиновники ничего мне не дают. Вокруг было много людей, но никто не мог мне помочь. «Кто же мне поможет? – думаю я. – Никому я тут не нужен». Я стал волноваться... И вдруг является Женщина с лучезарным лицом в золотых одеждах. Какая Она была прекрасная! Вся сияла! «Не волнуйся, Я тебе помогу, Мой Сын – Царь», – сказала она мне и хлопнула слегка по плечу. Взяла мои бумаги и одним движением положила их Себе в одежды. Какое это было движение! Потом Она сказала: «Придут трудные дни», – и объяснила мне, что я должен делать. Потом я увидел в одной книге Иерусалимскую икону Божией Матери и узнал Её» («Молитва». Том VI).
По мысли преподобного, именно Иерусалимская икона Божией Матери более всего походит на реальную, Евангельскую Деву Марию. Старец здесь, скорее всего, не ошибается, поскольку церковное предание отчасти подтверждает его рассказ. Ведь Иерусалимская икона - это не обычная писаная или даже явленная икона, но первая икона Богоматери, появившаяся при Ее жизни. Эту икону в 48 году н. э. написал святой апостол и евангелист Лука. Написал с Самой Пресвятой Девы Марии. Почему Иерусалимская и должна наиболее соответствовать оригиналу...
Давайте рассмотрим эту икону... Итак, Иерусалимская икона Богоматери относится к типу «Одигитрия» (или «Путеводительница»). Особенность всех «Одигитрий» заключается в том, что Богоматерь на них указывает правой рукой на Своего Сына, стремясь привести людей к Нему. Пресвятая Дева изображается в сверкающих золотых одеждах, с одухотворенным и сияющим ликом Царицы Небесной.
Точно такой же образ Богородицы находим в чудесном видении старца Паисия. Богоматерь представляется в этом видении с «лучезарным лицом» и в «золотых одеждах». Видимо, такова Она и есть...
Вместо заключения приведу поучение старца Паисия Святогорца, адресованное тем людям, которые хотят почувствовать присутствие Божией Матери. Но, к сожалению, не могут. Вот что советует делать монахине Марии (вопрошателю старца Паисия в шеститомнике) старец, для того, чтобы ее каменное сердце согрелось. Он говорит:
«Коль уж ты носишь имя великой Матери Христа и по благодати матери всех людей, то призывай Её постоянно, говоря так: «Матерь Божия, Ты согласилась, чтобы я носила Твоё имя, помоги мне жить так, как угодно Тебе. Другие люди от одного Твоего имени приходят в умиление, а я что делаю?» Пусть Матерь Божия постоянно будет с тобой и, как птенца, закрывает тебя Своими ангельскими крылами» («Молитва». Том VI).
Будем призывать имя Пресвятой Девы Марии и мы, надеясь, что Ее Божественный Покров защитит нас от всякого зла.
Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".
Читайте также другие статьи:
Старец Паисий о духовной войне с бесами (искушения в монастыре Стомион)
Как старец Паисий помогает людям в наше время
Что является подлинной причиной бунта схиигумена Сергия (Романова)?
Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя
Каким будет личное имя Антихриста? Расшифровка числа 666
Вознесение Господне: почему Иисус Христос "бросил" учеников?
Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?
Была ли блудницей святая Мария Магдалина?
Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа?
Как Богоматерь входит во храм, если Закон разрешал входить в храм только священникам?