Первый рассказ цикла Болгария здесь.
Методи – это болгарское имя, произносящееся по-русски как Мефодий. Кстати, болгары Кирилл и Мефодий дали русскому народу азбуку, а значит грамоту.
Методи Стоев был на КЦХ в городе Мизия бригадиром электриков регулируемого привода. Образование у него было радиотехническое, то есть не совсем профильное, но у Методия была светлая голова, и за год он выучился всему, что нужно было для эксплуатации нашего оборудования.
Надо сказать, что в среде электриков, обслуживавших наше оборудование, авторитет Методия был непререкаем, что здорово облегчало нашу работу. Методи – был, что называется, крепким болгарином. У него был свой сельскохозяйственный бизнес. Его семья откармливала свиней, выращивала огурцы, делала вино и ракию. Сам Методи был в семье старшим, несмотря на свой относительно молодой возраст – 30 лет.
В те советские времена в Болгарии существовал закон, по которому хотя бы один человек от каждой семьи должен работать на государственной службе, а иначе семье срезали лимиты на эксплуатацию виноградников и на количество откармливаемых животных. Общим откликом на этот закон было устройство на работу калечных, убогих и больных членов семьи, которые выполняли низко квалифицированную дешевую работу.
Методи решил эту проблему иначе. Он объяснил мне, что в сельском хозяйстве успех зависит от двух моментов: от принятия своевременного правильного решения и от старательности исполнения этого решения. В своей семье он был и агроном, и зоотехник, и винодел. Он принимал все решения, а его тесть следил за неукоснительным исполнением его решений. У него в голове постоянно крутились схемы, связанные с закупкой и реализацией сельскохозяйственных продуктов. То, что я от него слышал, было просто гениально. Правда я сужу об этих схемах с позиций сугубо городского человека, но факт остается фактом, что к Методию многие приходили за советом и за эти советы платили живые деньги. Так что Методи сам пошел работать на комбинат, на достаточно ответственную должность и приносил семье ощутимые деньги.
Слабым местом у Методия был Трабант. Трабант – это легковая машина, которую выпускала автопромышленность ГДР. Это была разновидность «жука» с двигателем типа мотоциклетного и корпусом из шестимиллиметровой пластмассы. Человек, который хотя бы один раз плохо отозвался о Трабанте, для Методия переставал существовать. Надо сказать, что в Болгарии есть огромное количество анекдотов про Трабант. Например:
- Что такое Трабант?
- Это просто пепельница для Мерседеса!
Или другой анекдот. КАТ (аналог ГАИ) останавливает Трабант и спрашивает водителя, почему машина едет не прямо, а подпрыгивает? На что водитель отвечает: «Просто я икаю. Ик!»
При Методии про Трабант никаких анекдотов не рассказывали, но ему этого было мало.
Иногда Методи приглашал меня на обед к себе домой и мы, естественно, ехали к нему на Трабанте. Однажды во время нашей поездки вдруг полил дождь, как из ведра и все, кто ждал автобуса на автобусной остановке, моментально промокли. Методи, проезжая мимо мокрой очереди на автобус, резко остановился и через открытое окно спросил «Другари бе! Кой ште приказва оште един витц за Трабант?» (Эй, народ! Ну кто из Вас расскажет еще один анекдот про Трабант?) Наказав таким образом всех, кто рассказывал анекдоты про Трабант, Методи пришел в отличное расположение духа.
Что касается меня, то я на самом деле полюбил Трабант за его неприхотливый нрав и безусловные преимущества на дороге. Как-то раз он парковал машину с открытой дверцей со стороны водителя и не заметил опору гаражного навеса. Короче снес он свою дверцу начисто. Нисколько не расстроившись, Методи аккуратно собрал остатки двери и понес их на нашу подстанцию. Разложив кусочки двери на клейкой бумаге, он залил место разлома эпоксидкой. Через два часа дверь была на машине.
Все, что делал Методи, он делал основательно. Он не допускал каких-либо компромиссов и халтуры. Точно так же он и ел. Когда мы приезжали к нему на обед, то нас двоих сажали за стол, и больше за стол никто не садился. Все его многочисленные родственники стояли рядом. Одни обслуживали трапезу, а другие задавали вопросы и получали решение своих проблем (прямо как на планерке у директора). На колене у Методия во время обеда всегда сидел его годовалый сын. Маленький сынок шарил руками по столу и все, что попадется тащил в рот. Не осталась без внимания и чашка с вином. Когда я обратил внимание Методия, что его годовалый сын отхлебнул глоток вина, то его реакция была, на мой взгляд, странной: «Это вино чистое, домашнее. Так что пусть пьет – хорошим болгарином будет!»
На второй год своей жизни в Болгарии я привык к обычаям болгар и, мало того, сам стал жить по их обычаям. Так же, как и болгары, я считал вино не выпивкой, а средством утоления жажды, потому что болгары говорят, что от воды в животе червяки заводятся. Даже некоторое время после возвращения в Союз, когда мне хотелось пить, я думал не о чае или воде, а о сухом вине.
Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».
Читайте предыдущий рассказ "Болгария. 9. Мой друг Слави" здесь.
Читайте следующий рассказ "Болгария. 11. Мой друг Али " здесь.
С уважением, Лолейт А.Т.
Об авторе баек читайте здесь.