Специальные исследовательские суда Турции "Barbaros" и "Yavuz" в сопровождении группировки боевых кораблей ВМС Турции начали работы по разведке нефтегазовых в исключительной экономической зоне Кипра.
По сути мы имеем то, что один член НАТО (Турция) вторгся на территорию исключительного права государства-члена ЕС, находящегося под протекторатом другого члена НАТО (Греции), и все это с полным пренебрежением международных норм.
Сам конфликт назревал на протяжении года, после того как 27 ноября 2019 г. Турция и правительство национального согласия в Ливии подписали меморандум, который по сути расширил границы Турции в восточной части Средиземноморья, тем самым отобрав себе часть границ Греции и весь Кипр.
Турция расширяет свои владения в восточной части средиземного моря, при этом турецкая сторона по прежнему не признает Республику Кипр и готова в любой момент высадить свои войска в случае конфликта.
В свою очередь вооруженные силы Греции уже 2 недели находятся в режиме повышенной боеготовности. В Брюсселе прорабатывают возможности ввода санкций в отношении Турции. Ну а не так давно французский фрегат, шедший на блокирование турецких судов с военной помощью ливийским силам ПНС, попал под облучение боевых радаров турецкого флота, после чего отошел на безопасное расстояние.
Сейчас мы имеем ситуацию, близкую к той, что привела к греческо-турецкой войне за Кипр 1974 года. Единственный конфликт, где друг с другом воевали страны-члены Североатлантического альянса.
При этом обстановка в самом альянсе крайне сложная:
1) Германия и Франция однозначно выступают за уход от НАТО и создание самостоятельной единой европейской армии.
2) Турция пользуется своим стратегическим положением для осуществления агрессивной неоасманистской политики.
3) Греция в независимости от принятого решения на голосовании в альянсе будет защищать Республику Кипр от турецкого вмешательства.
4) США нужно не допустить раскола альянса.
Спасти ситуацию смогут лишь мирные переговоры и очевидные уступки со сторону Греции.