Найти тему
Изучаю людей

Как научиться говорить звук Р

Сказала А , придется говорить Б - написала про горловое Р, теперь рассказывай, как говорить нормальное. Не уверена, что получится описать словами то, что надо показывать, но попробую.

Итак, упрощённо, правильная артикуляция звука Р - рот полуоткрыт, кончик языка находится между зубами и альвеолами (бугорки такие на небе, помните из курса школьного английского), под воздействием интенсивной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать.

Это если в норме. Для того, чтобы поставить отсутствующий, искаженный или заменяемый звук, вышеописанного нам будет мало. В норме мы и не замечаем, как Рррычим, если же звук только появился в речи, то его произнесение требует от человека усилий. Не привыкший вибрировать кончик языка не начнет это делать лишь по нашему хотению. А начнет, как ни парадоксально звучит, когда мы ещё усложним задачу.

Открываю один из главных логопедических секретов звукопостановки. Улыбка и оскал.

-2

Вот как-то так 😆 Глаза из орбит - не обязательная опция. Оскал убирает одну из частых проблем при постановке - помощь губ. На оскале уже не скажешь вместо Л - В, и вместо Ш - Ф, на оскале все видно и удобно работать. Постановку вообще всех звуков я начинаю с оскала. Научились губы фиксировать - только тогда идём дальше. Да, даже постановку шипящих. Губы потом в потоке речи округлятся сами. А ставить буду на оскале.

Для звука Р - оскал это пункт первый. Если мы говорим про ребенка - несколько дней, или недель, у кого как, посвящаем только этому. Скалимся и считаем, сколько времени удержать можем. Научились - добавляем пункт два, открытый рот. Не просто открытый, а с сохранением оскала. Это не очень просто физически для нетренированного артикуляционного аппарата, а звук Р требует достаточной мышечной силы. Несколько дней тренируем и эту позу.

А дальше возможны варианты. Первый - хитрый и быстрый, но не у всех работающий. Упражнение "Грибок"

-3

Вот так выглядит Грибок. Язык всей своей плоскостью присасывается к небу, натягивается подъязычная складка. И, самое главное, смотрите - улыбка и оскал! Никуда не делись, при нас. Стоит про них забыть - забудьте про Р, все дальнейшее мартышкин труд. Как ни странно, и логопеды часто забывают. Если грибок получился (а процентам 30 детей не удается объяснить, как его делать правильно, ещё процентам 30 с горловым Р это упражнение не очень показано), достаточно просто дунуть на язык. Под воздействием воздуха кончик языка "отклеится" и завибрирует. Р готово. Просто было на бумаге. Из оставшихся 40% только 10 поймут, как именно надо дунуть. Будут отклеивать язык, натужно хрюкать и рычать горлом... Поэтому если получилось - вау. Если нет,идём дальше.

Вариант второй, простой и симпатичный. Улыбка, оскал, открыли рот, языком до альвеол дотянулись. Максимально открыли рот, чтобы язык еле-еле доставал до этих самых бугорков, тянулся. И в таком трудном положении произносим звук Ж. И слышим - почти Р. Только без вибрации. Если посильнее дунуть - может и вибрация пойти. Даже если не пошла - такой звук можно уже начать автоматизировать в словах, приучая ребенка, особенно с горловым Р, что правильный Р слышится скорее так, чем его первоначальный. Так и говорить - Жакета вместо Ракета, Жабота вместо Работа. Если рот не закроете - звук будет гораздо ближе к Р, чем к Ж.

И, наконец, вариант третий, про который все знают. Засунуть разное нечто под язык и начать там "заводить мотор". Простой и отличный способ, если соблюсти все правила.

Первое - да, именно. Оскал, улыбка, открытый рот. Пытаться просунуть между сжатых губ или в крошечную щель между зубами какую-нибудь ватную палочку - абсолютно напрасная трата времени.

Второе - язык должен постоянно совершать определенное движение. Обычно логопед даёт инструкцию произносить на альвеолах звук, похожий на английское Д. И тут у детей возможны варианты. Ля-ля-ля, нэ-нэ-нэ. Вот пока оно не Д-Д-Д - никакой механической помощи. Оскал, открытый рот, язык вверх, правильный звук. Только тогда берём ватную палочку, набитую ватой соску, специальный зонд, палец ребенка - ставим его под язык и начинаем производить инструментом достаточно интенсивные колебательные движения.

При этом следим, чтобы звучать ребенок не прекращал, и звук не видоизменялся. Проверяем - периодически перестаем двигать инструментом. А Д-Д-Д должен остаться. И если работа языка и инструмента синхронизировалась - мы услышим долгожданный Р. Чаще всего это работа не одного дня и даже не одной недели. Получилось - тогда можно приучить язык работать самостоятельно. Завели мотор - и выдернули зонд изо рта, а мотор по инерции продолжил работать самостоятельно.

Но и это ещё не всё. Поставленный звук непросто приобрести, но легко снова потерять. Самое главное - автоматизация. Расскажу позже.