Взяв власть, большевики отвергли существование классового общества. Это вовсе не означало, что все остальные слои, кроме пролетариата, будут подвергнуты кропотливой воспитательной работе.
Ленин понимал, что времени на построение всеобщего счастья для покорных тружеников, прежде чем они одумаются, может не хватить. Поэтому имелось в виду прямое уничтожение всех пластов населения не приученных к физическому труду.
Для этого был учрежден специальный орган, грозное название которого – ВЧК – наводило ужас не только на врагов молодой республики. Возглавлял Чрезвычайную Комиссию, воспетый во множестве книг и кинофильмах Феликс Эдмундович Дзержинский.
Примечательно, что много лет спустя, когда были осуждены, расстреляны и получили отказ в посмертной реабилитации многие из его учеников, фигура первого чекиста никогда не подвергалась публичной критике.
Его портреты, с которых он мудро и чуть насмешливо взирал на происходящее, десятилетиями украшали стены созданного им ведомства, несмотря на смену названий и текучесть кадров.
Между тем, фигура Феликса Эдмундовича совершенно напрасно недооценена последующими поколениями, так как именно он создал организацию, объединяющую под своим крылом все правовые институты – следствие, дознание и исполнение.
Товарищ Дзержинский искренне верил в свою непогрешимость и способность определить степень вины каждого подозреваемого, не прибегая к юридическому формализму, основываясь лишь на «революционном чутье».
Кроме того, он был убежден, что и все остальные работники ВЧК обладают таким же талантом.
Сведения о том, что творили эти люди в период гражданской войны, до сих пор хранятся за семью печатями, чтобы не разжигать у населения ненависти к приемникам Железного Феликса.
Конечно, террор в те времена имел место с обеих сторон, но тов. Дзержинский со товарищи сумел придать этим зверствам статус государственной доктрины.
Так или иначе, но междоусобная война закончилась, унеся миллионы жизней и содрав пленку цивилизации даже с тех, кто оружия в руках не держал.
Советская власть, задумавшись о мирном существовании, даже объявила амнистию для лиц, не причастных ни к каким преступлениям, но, на всякий случай, содержащихся в тюрьмах.
Внимательно изучая списки, присланные со всех концов страны, Феликс Эдмундович чуть было не пропустил рапорт из украинского ЧК.
В нем говорилось, что в Киеве готовятся к освобождению более пятисот бывших офицеров, не принимавших участия в боевых действиях в ходе гражданской войны.
Это сообщение отправил на согласование начальник республиканского ведомства В.Н. Манцев, перед уходом в отпуск.
Тов. Дзержинский немедленно отбил телеграмму в Киев, с наилучшими пожеланиями хорошо провести краткосрочный отдых и в категоричной форме потребовал расстрелять всех заключенных, которых по недомыслию собирались отпустить.
Тов. Манцев не рискнул грубо нарушить постановление ЦК партии об амнистии, поэтому попросил разъяснений от вышестоящего начальства.
Любой другой высокопоставленный чиновник пришел бы в негодование от такой дерзости подчиненного, но Феликс Эдмундович был человеком тактичным, с хорошим воспитанием, поэтому он терпеливо объяснил украинскому коллеге, что потенциально враждебные элементы могут стать настоящими врагами, поскольку имеют к этому предрасположенность.
После этого он попросил в кратчайший срок доложить об исполнении и с сожалением добавил, что в случае неисполнения, тов. Манцев лично понесет ответственность по законам военного времени.
Вся эта переписка продолжалась несколько дней, в течение которых пленников из экономии не кормили, так как перед предполагаемым освобождением их сняли с довольствия и, вообще, с тех пор, как большевики пришли к власти, в стране каждая буханка была на счету, а выращивать хлеб было уже некому.
Их казнили на пустой желудок.
Через несколько лет, технический прогресс позитивно скажется на работе органов государственной безопасности, и подобные вопросы будут решаться гораздо быстрее посредством телефонной связи.
Это единственное отличие между интеллигентным Дзержинским, мужиковатым Ягодой, гомосексуалистом Ежовым и трудолюбивым Берия.
Как сталинская бюрократия помогала восстановлению страны
Дипломатический мастер-класс от "дорогого Леонида Ильича"
Масштабы репрессий - нам важно знать конечную цифру?
Трикотажная дипломатия в Китае
Поддержите канал, поставив "лайк" и подписавшись, если понравилась статья.