В обыденной жизни поведение человека определяется рядом важных, но вполне понятных естественных потребностей. В тоже время, он часто совершает действия, которые кажутся странными для окружающих. Примеров тому огромное количество. К чему бы, например, собирать, коллекционировать совершенно бесполезные, с нашей точки зрения, вещи. И ведь чего только не собирают, причём, чем больше однотипных предметов, тем для коллекционера лучше. Почему вдруг у человека появляется такая потребность? А дело в том, что на протяжении большого периода своего развития человек был не производителем, создателем, а только собирателем и потребителем. Чем больше запасов, тем выше вероятность выжить и оставить потомство. Эта программа сохранилась в его генетической памяти. Её можно реализовать, делая, к примеру, большие заготовки продуктов на зиму, а к лету не знают, куда их девать, довольно часто выбрасывают, но есть запас и человек чувствует себя спокойно. В городе нет необходимости делать большие запасы, но программа требует что-то копить и её можно реализовать в несколько иной форме, например, коллекционирования. И в том и другом случае, чем больше запас, тем комфортнее чувствует себя его обладатель, и совершенно для него не важно, что он запасает. Расстаться с этими запасами очень трудно. Как трудно детям расстаться со своим «богатством», в котором взрослые видят только хлам. Сколько конфликтов возникает в семьях, когда жёны пытаются выбросить ненужный, с их точки зрения, храм, накопленный мужьями. Запретной для жён зоной часто являются гаражи. Чего там только нет и ведь всё может когда-нибудь, по мнению владельца, (а в действительности чаще всего никогда) пригодится.
Другой пример. Старшее поколение, конечно, помнит время, когда было принято брать на молодёжные прогулки портативные приемники, позднее ходили с дефицитными кассетными магнитофонами. Сейчас такими вещами никого не удивишь, они перестали быть редкостью, и их перестали выставлять напоказ. Им на смену пришли другие вещи, к примеру, мобильные телефоны. От такого прибора требуется, казалось бы, только одно – надёжная связь, но его владельцу этого уже мало, надо чтобы в него было заложено много функций, он должен быть дорогой и, как принято сейчас говорить, «навороченный». Иметь такой телефон становиться престижно, это повышает самооценку человека и, не будем лукавить, его положение в обществе, особенно в молодёжном коллективе. Подобных примеров и с другими вещами можно привести множество. Например, описан случай, когда две американские фирмы выпускали виски совершенно одинакового качества и по одной и той же цене. Как в таком положении увеличить продажу и получить больше прибыли, проще говоря, обойти конкурента? Естественно напрашивается решение – снизить цену, но одна из фирм приняла не стандартное решение – она не понизила, а повысила на доллар цену за бутылку. И что бы вы думали – продажа увеличилась, прибыль выросла. А дело всё в том, что стало престижно брать более дорогое виски. В соответствии с положением должна быть одежда от соответствующего производителя, «крутая тачка», выделяющийся дом, престижный район. Это срабатывает другая врожденная программа, которая присутствует не только у человека, но и у его ближайших родственников – некоторых видов человекообразных обезьян, у которых обладатель какой-либо необычной вещи, вызывающей зависть у других сородичей, автоматически повышает свой ранг в стае.
С древнейших времен воины во всех армиях мира с помощью различных ухищрений старались зрительно увеличить свой рост. Обычно этого достигали, размещая на шлеме различные украшения из перьев, рогов, шишаков и тому подобного. До последнего времени офицеры старались как можно выше задрать вверх тулью парадной фуражки. Это работает другая древнейшая программа поведения – чем крупнее было животное, тем ему легче было занять доминантное положение в стаде или стае, подавить волю к сопротивлению, даже не вступая в конфликты.
В жизни каждого человека присутствует ещё множество различных непонятных фактов, которые не поддаются обычному логичному объяснению. Почему, например, мужчины, осматривая женщину, останавливают свой взгляд на их бюсте. Неподдельный восторг вызывает грудь большого размера, а через неё и сама обладательница. Именно поэтому некоторые, чаще всего незамужние женщины (вглядитесь в участниц передачи на первом канале «Давай поженимся»), делают на платье большие декольте, бюст обнажают порой до крайнего предела (если, конечно, есть что обнажать), другие же с помощью различных ухищрений приподнимают, увеличивают с помощью силикона, одним словом делают эту выступающую часть тела очень заметной и весьма привлекательной. Всё это можно было бы легко объяснить с биологической точки зрения, если бы наблюдалась прямая связь между объёмом молочной железы и её молочной продуктивностью, т.е. у женщины с большой грудью было бы больше шансов выкормить здорового ребёнка и оставить полноценное потомство. Но ведь такой связи нет. Тогда почему высокая грудь делает женщину столь привлекательной для мужчин, почему появившаяся в давние времена программа продолжает работать по настоящее время.
В.Р. Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» высказывают такое предположение. У самок предков современного человека увеличивались молочные железы только в период готовности к размножению, что стало своеобразным сигналом для самцов. Они тогда начинали интенсивно ухаживать за самками. В промежутках между этими периодами грудь уменьшалась, ухаживание прекращалось. В какое-то время в результате мутации у некоторых самок грудь оставалась увеличенной всё время, хотя они и не были готовы к размножению. Вот такие самки получили явное преимущество, ведь они были окружены постоянной заботой самцов. А раз есть преимущество, то естественный отбор и время сделает своё дело.