Сегодня я хочу поговорить с Вами о стадиях развития, которые проходит каждый из нас. От характера прохождения каждой их них зависит очень многое.
Какие же травмы могут возникать на каждом этапе и как это отражается на поведении уже взрослого человека? Давайте рассмотрим.
Оптимальная модель беременности – это желанная и запланированная беременность. Но так происходит далеко не всегда. Уже на этом этапе может возникнуть первая и самая сложная травма в развитии человека – «травма нежеланного ребёнка». Само его появление в данном случае является незапланированным или даже случайным. Нежеланные дети очень часто склонны к депрессивным состояниям и желанию отстаивать право на жизнь. Исцеление от этой травмы – всегда долгая и осознанная работа.
Половина успеха в исцелении от детских травм – выведение проблемы на сознательный уровень, понятие и принятие причины её возникновения.
Период от рождения ребёнка и до 9 месяцев носит название периода «зависимости», когда ребёнок полностью находится в зависимом состоянии от взрослого. Любая длительная разлука, прерывание контакта с матерью и отсутствие отклика на потребность ребёнка ведёт к травме, которая впоследствии влечёт за собой нарушенное доверие к жизни. Это является началом тревожных расстройств, повышенного контроля над жизнью, мнительности. Человек начинает думать, что он в этой жизни неважен, а мир вокруг него – небезопасен.
При такой травме существует две условных «крайности».
- Первая – полное отсутствие отклика на потребность. Такое явление может привести к шизоидному типу поведения. Этот термин обозначает здоровых людей с более замкнутой структурой личности.
- Второй вариант проживания этой стадии – гиперопека. Она возникает тогда, когда мать не даёт ребёнку возможности выразить потребность и проявляет заботы больше, чем он того на данный момент требует. Это ведёт к тому, что ребёнку в будущем становится трудно озвучивать свои потребности, определяться в жизни.
Таким образом, ребёнку необходимо восполнение его потребностей в достаточной степени – ни больше ни меньше. Задача родителей – поймать этот баланс.
Следующая стадия – так называемой «противозависимости». Она начинается условно с 9 месяцев и до 3-х лет. В это время ребёнок начинает «отделяться» от матери, учится ходить, начинает мыслить по-другому, пытается выражать потребности словами, взаимодействовать с окружающим миром. На этой стадии огромную роль начинает играть отец и другие члены семьи.
С 3-х лет до 6 продолжается стадия «независимости». Ребёнок взрослеет, выражает свою волю и характер. Порой родители в силу собственных травм и эмоциональной незрелости принимают первые проявления самостоятельности как противостояние.
Травма в этом возрасте связана с насилием – желание родителей вернуть подчинение над ребёнком ведёт к подавлению характера. Отделение личности ребёнка от матери не происходит, и это сказывается на жизни в дальнейшем – взрослому человеку становится сложно выражать своё мнение и отстаивать границы в обществе, он начинает перекладывать ответственность на других, приобретает склонность попадать в созависимые отношения.
Ещё одной главной травмой является «условная любовь» родителей, которую необходимо «заработать» хорошим поведением или достижениями родителей вместо «безусловной» - любви просто по факту существования ребёнка.
Следующая стадия «взаимозависимости» длится с 6 до 9-ти лет. Её цель – научиться договариваться, сотрудничать, учитывать чувства и мнения других. В это время человек учиться быть собой и одновременно быть с другими.
Таким образом, весь этот долгий путь ведёт к зрелым и наполненным отношениям, правильному положению человека в обществе. Для этого необходимо осознанно подходить к появлению ребёнка на свет, его развитию и воспитанию.