С 29 июня в Ростовской области открылись летние площадки ресторанов и кафе. Дата возобновления работы заведений общепита на вход остается неизвестной. Сможет ли сфера общественного питания протянуть до конца сезона на «летках»?
По словам главы регионального департамента потребительского рынка Ирины Теларовой, в области сегодня работает чуть больше 300 летних площадок. И там уже зафиксирована масса нарушений, зачастую образуется массовое скопление людей.
Представители отрасли общественного питания говорят, что их действительно выручают летние площадки в этом году, однако, по их мнению, для возобновления нормальной работы необходимо открытие ресторанов и кафе на вход.
Так, совладелец пиццерии-бара Camorra Pizza e Birra в Ростове Дмитрий Мицкевич соглашается, что летние площадки очень выручают, но говорить о заработке пока не приходится.
«У нас нет отдельной большой террасы, но столики на улице стоят. Конечно, это гораздо больше приносит, чем доход от доставки. Доставка не приносила дохода, мы просто работали в минус два месяца. Если бы до сих пор были те ограничения, мы бы уже не работали», — рассказывает владелец пиццерии.
По его мнению, даже если до сентября работать на вход будет запрещено, то выжить благодаря летним площадкам можно.
С ним согласен и генеральный директор и партнер Ginza Project (рестораны Lilo и Ten June) Максим Ползиков. Он уверен, что летние площадки помогают, но не спасают ситуацию в ресторанном бизнесе.
«Несмотря на то, что оба наши ресторана в Ростове — семейный Lilo и панорамный ресторан азиатской кухни Ten June, — пользуются особенной популярностью, их посещаемость ещё не вышла на докризисный уровень. Критичными ограничениями для нас является сокращённая посадка (на веранды приходится только половина мест) и невозможность предложить гостям места в прохладных залах, что особенно актуально жарким днём», — заявил Ползиков.
Выручка этих двух ресторанов благодаря летним площадкам составляет порядка 60% от выручки «в мирное время». Ползиков уверен, что вернуть докризисные показатели прибыли можно будет только после полноценного открытия заведений.
«Мне кажется, все представители отрасли смирились, что в этом году о заработке речи быть не может. Сейчас весь интерес состоит в том, чтобы сохранить бизнес на следующий год, постараться не влезть в долги. Трудно представить, что будет осенью или зимой. Для отрасли это более уязвимое время года», — заявил Мицкевич.
Вторая волна зимой может убить сферу ресторанов и кафе окончательно: финансовые подушки безопасности были использованы весной, за это время, работая в режиме ограничений, невозможно их восполнить.
В любом случае, рассадка гостей с соблюдением социального дистанцирования приведет к существенному сокращению прибыли, но именно по этой причине Дмитрий Мицкевич не планирует повышать цены в своем заведении.
Вырастут они только за счет инфляции, но пока, по его словам, цены на продукты в основном те же. Другая проблема — импортёры и поставщики перестраховались и не заказывали продукты. В результате иногда становится нечего продавать, хотя спрос есть.
По мнению рестораторов, кафе и рестораны в регионе откроются на вход только с соблюдением новых санитарных норм, что повлечет за собой уменьшение числа посетителей в зале и сокращение выручки.
Между тем, в Москве летние площадки кафе и ресторанов начали работу с 16 июня, через неделю — 23 июня, — с соблюдением новых санитарных правил возобновили свою работу на вход все остальные заведения общепита.