Найти тему
Кинолюбитель.

«Старший сын» - фильм, который мне хочется пересматривать снова и снова.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Советское телевидение было более свободным от цензуры, чем кинематограф, поэтому порой в недрах телевидения рождались шедевры. Безусловно, к таким шедеврам принадлежит и фильм «Старший сын».

Великая экранизация великой пьесы. При этом, скромный телевизионный фильм с небольшим бюджетом.

«Мысль семейную» теперь можно проследить не только по семьям Болконским и Ростовым, но и по семье Сарафанова, простого музыканта из предместья крупного города, наверное, Иркутска.

Фильм актуальный и сейчас, поскольку он показывает ценности традиционной семьи, и преимущество этой семьи над семьей постиндустриального типа. И в традиционной семье важнее оказывается не кровное родство, а родство духа.

Но больше не буду говорить никаких громких слов.

Сам фильм смотрится с каждым разом с неослабевающим интересом, и его хочется пересматривать. Драматург, а вместе с ним режиссер открывает за каждым персонажем психологическую бездну. Это вообще какой –то Достоевский в лучшем смысле слова.

Каждый актер достоверно играет историю своего персонажа. Михаил Боярский здесь серьезный драматический актер. И он мог бы полностью себя раскрыть на экране. Однако, актер стал заложником другого амплуа. Его Сильва – человек наглый, знающий, что он хочет от жизни. Он готов на все, лишь бы это было в рамках формального закона.

Бусыгин и Сарафановы – это тоже герои своего времени. Они нашли своих в этом мире и стали счастливы. Любопытно, что в 1975 году вышло два фильма с сюжетом, где герой влюбляется в свою мнимую сестру. Такая тенденция того года.

Эта сестра хочет вырваться из мира унылого предместья.

Самый главный персонаж – это, конечно, Сарафанов в блистательном исполнении Евгения Леонова. У него много подлинно драматических ролей. Но это одна из самых больших его ролей в кино. И вообще, одна из вершин русского искусства второй половины двадцатого века.

Человек родившийся в годы Гражданской войны, прошедший Великую Отечественную войну, ставший капитаном, а просто так званий на войне не давали, и при этом, сохранивший веру в людей. Сложный персонаж, наверное, не важный музыкант, но гениальный человек. Его величие состоит в том, что он остался человеком.

Кстати, по нашим меркам, Сарафанов довольно молод. Ему всего лишь 52 года. И его называют «стариком». И он уже сильно болен. Но в этом мире он нашел важное – свое счастье.

Беспризорность Бусыгина бросается в глаза. И он тоже обретает свою семью в конце этого фильма.

Фильм вообще про счастье в одной отдельно взятой семье, и про то, что дом может стать колыбелью этого счастья. Фильм хорошо улавливает тенденции двадцатого века. Вроде бы, сейчас хорошо живут Сильвы. Но и Сарафановы и Бусыгин имеют право на счастье.

Фильм, как и всякий шедевр искусства, имеет терапевтический ээфект. Вроде бы, все плохо. Но этот фильм смотришь, и хочется жить, и он дает надежду.

Поэтому, зрители будут и будут пересматривать эту картину – вершину русского психологического кино, рожденного в недрах телевидения. Этот фильм про всех нас, и в каждой душе он находит отклик. Фильм обладает удивительным магнетизмом. Вроде бы, знаешь сюжет, но его хочется и хочется смотреть вновь и вновь. Может быть, я - ретроград?

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Фотография взята из свободного источника.