Опять письмо "позвало в дорогу".
Пару дней назад приходит письмо на электронную почту: нам нравится ваш канал, хотим предложить сотрудничество в плане рекламы, как вы на это смотрите.
А я вообще, как вы знаете (например по моему опыту с Коллаборатором) к рекламе отношусь лояльно. Есть есть возможность написать, не кривя душой, и получить сразу некий гонорарчик, не дожидаясь тысяч дочиток от Дзена - почему нет.
ОК, отвечаю, я не против, о чем будет спич?
Девушка (так в письме, женское имя, хотя может быть кто угодно) предлагает прорекламировать Яндекс.Такси, в частности - услуги грузового такси и автокурьера.
Грузовым такси на Яндексе я пользовалась, мне понравилось, поэтому я чистосердечно пишу - я согласна, давайте по пунктам сотрудничества.
Девушка присылает ссылки - на рекламный бриф, это, кто не знает - что-то вроде сценария будущей рекламно-нативной статьи. Что надо писать, чего не надо, как делается рекламная составляющая. В данном случае надо было в текст "зашить" рекламную ссылку, переходя на которую читатель мог заказать грузовое такси или курьера. А мне за каждый заказ бы перечислялась денежка. В общем, оказалась обычная партнерская программа. Я с несколькими такими сотрудничаю, но без фанатизма - если мне товар (продукт, услуга) нравятся - я об этом пишу.
Во второй присланной ссылке - обширное и хвалительное описание сервиса, и там, наконец, проскальзывает название - Рerfluence. Это название всплывает у меня уже не в первый раз, и несколько раз мне в Ленте Дзена попадалось это - как хорошо сотрудничать с Рerfluence, да какие они честные, да сколько денег приносят честным блогерам.
Меня это уже насторожило, потому что, например, партнерские программы Литрес, Озон и другие подобные никогда не рекламировались и даже не все знают что можно писать рецензии на книги, вставлять партнерскую ссылку и зарабатывать на тех кто эти книги по вашей ссылке купит.
Захожу на платформу. Мне предлагается зарегистрироваться для получения заданий. Регистрация предлагается через одну из соцсетей. Я сперва выбрала ВКонтакте - у меня там дохлый аккаунт с парой десятков "друзей". Это платформе не понравилось - выскочила надпись "слишком мало подписчиков, вы нам не подходите", Ввела данные по одному из своих каналов на Дзене - там у меня пошла пятая тысяча подписчиков. Канал получил "одобрямс", и мне осталось всего лишь подписать договор-оферту.
Загружаю договор, читаю. И офигеваю, простите мой украинский.
Со стороны платформы договор подписывает некая компания Sabiedrība ar ierobežot uatbildību , зарегистрированная и находящаяся в Юрмале, бывшем советском курортном местечке, а ныне - за границей России. Сам договор, кстати, регулируется правом Республики Латвия. Ну не знаю я латвийского права! Я и швейцарского не знаю (договор автора канала с Дзеном регулируется как раз швейцарским законодательством), но сочетание латвийского и швейцарского законов могут дать какой нибудь совершенно неожиданный взывной эффект.
И детонатор торчит так, что его видно невооруженным взглядом.
Согласно Договору-оферте с Рerfluence , все публикации, создаваемые блогером и содержащие рекламные ссылки партнеров платформы, становятся его собственностью как обьекты авторского права. Но по договору с Яндекс.Дзен я уже передала неисключительные авторские права на статьи на Дзене самому Дзену! Не хотите передавать платформе эксклюзивные авторские права на контент - на это есть пункт 5.3.7 Договора-оферты, согласно которому блогеру грозят "отступные в размере 10 000 Евро". То есть, я еще ничего не написала и ничего не получила, но угроза налететь на убытки в почти миллион рублей по сегодняшнему курсу у меня уже есть - я же нажала на кнопку "Согласна с договором-офертой".
Я уж не говорю о том, что стандартные российские партнерские договоры вообще не касаются вопроса авторских прав на контент - достаточно того, чтобы ссылка была размещена корректна, чтобы ее нельзя было отнести к спаму и чтобы автор сам не кликал по собственным рекламным ссылкам.
А как регулируются в договоре вопросы оплаты "авторского произведения"?
Там все гораздо скромнее. Во-первых, в противоречии с Договором-офертой (там говорится о "единовременном денежном вознаграждении") - оплата осуществляется на условиях CPA - Click per Action , за каждый результативный клик по рекламной ссылке. Мне, например, предлагали рекламировать Яндекс.Такси на условиях 180 рублей за каждый заказ, если он сделан по ссылке в моем тексте. А не будут кликать - фиг я что получу за нативную рекламу. Но это - специфический риск партнерского бизнеса.
Во-вторых, в каждом оффере (а их на платформе несколько) существует так называемый "холд" - деньги выводятся не раньше, чем через 14 дней после их поступления на счет.
В-третьих, нет условия о минимальной сумме вывода. Что наводит на мысль о том, что она достаточно велика - от 10 000 рублей или даже больше. С этим я уже сталкивалась.
В-четвертых - куда выводить? Список невелик - это или банковские карты Mastercard или Visa , или электронные кошельки, среди которых Яндекс. Деньги отсутствует. Или Киви, или Вебмани, или Пэйпал или какой то EPayment. То есть, когда (если) деньги поступят и их можно будет вывести, это можно будет сделать только на карту или Вебмани. На Mastercard еще куда ни шло - ее можно сделать виртуальную на тех же Яндекс.Деньги и привязать ее к кошельку. Но зачем такие телодвижения ради еще неизвестно и сколько полученных денег?
Заключение. Стоит ли овчинка Рerfluence выделки?
Мое мнение - нет, не стоит. Если бы это была обычная партнерка, где я отвечаю за контент и корректность рекламной ссылки, а платформа - за корректность начисления и оперативность вывода средств - без вопросов бы написала и про Яндекс.Такси, и про Алиэкспресс и про Викиум - всеми ими пользовалас и мне есть что сказать. Но с такими сложностями - тут тебе и латвийский закон, и передача авторского права и неизвестно как и когда выплачиваемое вознаграждение. Нет, ребята, я не буду.
Хотя у кого-то может быть положительный опыт работы с платформой. Буду очень рада, если вы развеете мои сомнения.