«Театр начинается с вешалки» – гласит одна известная поговорка. Так и работа каждого магазина начинается с его торгового зала. О том, какие принципы планировки помогут увеличить продажи, и как при помощи привлекательного дизайна торговой точки стимулировать клиентов совершать покупки, читайте в этой статье.
Планировка торгового зала магазина
Огромное значение для покупателей имеет расположение торгового зала, компоновка товаров, внутренний интерьер и удобство поиска товара.
Маркетологи и опытные продавцы разрабатывают планировку зала исходя из особенностей магазина, его площади, месторасположения, целевой аудитории и торгового направления.
Правильная планировка магазина также связана и со знанием психологии поведения потребителей, воздействием на их органы чувств: зрение, слух, обоняние и осязание.
Всего существует четыре основных вида планировки: линейная, боксовая, выставочная и свободная. Отдельно встречается смешанный тип, когда продавец совмещает в магазине два и более вида планировок.
Помимо расстановки торгового оборудования, планировка зала также включает: зонирование, декорирование, расположение рекламы и POS-материалов, определение рабочих зон для продавца и остального персонала.
Виды площадей магазинов: торговые и неторговые
Абсолютно в каждом магазине, будь то магазин в соседнем подъезде, минимаркет через дорогу или павильон в крупном торговом центре существуют торговые и неторговые площади.
Их совокупность составляет общую площадь магазина, поскольку просто нереально, чтобы все 100% квадратных метров, занимаемых магазином, были только торговыми. Где в таком случае размещаться самому продавцу и хранить запасы товаров?
Торговая площадь магазина – это то место, где выставлены товары и осуществляются продажи (это в большинстве случаев и называют «магазином»).
К неторговым площадям относятся все те квадратные метры, которые скрыты от посторонних глаз (складские площади, санитарные, бытовые или технологические помещения).
Важно! Оптимальное соотношение торговой и неторговой площади в любом магазине 70:30, допускается отклонение на 10% в любую сторону (80:20, 60:40), но не более.
В противном случае, это подтверждает нерациональность использования площади магазина и некомпетентность продавца. Особенно сильно грешат этим продавцы мелких торговых точек (магазин «У дома», павильон в торговом зале, сельский магазин смешанных товаров).
В качестве примера можно привести магазин смешанных товаров, который расположен в сельской местности. Каждый продавец старается использовать торговую площадь максимально выгодно и порой забывает о том, что покупателю еще надо каким-то образом в нем перемещаться.
Поэтому здесь весьма типична ситуация, когда в крохотном помещении магазина товар буквально везде: на полу, полках, витринах, крючках, а покупатель хоть и видит весь ассортимент «лицом», но порой испытывает некий дискомфорт и неудобство, запинаясь о расположенные на полу товары.
Функциональное разделение торговой зоны магазина
Вся торговая зона магазина вне зависимости от его размера, назначения, выбранного торгового направления имеет зонирование, которое определяется согласно выполняемым функциям конкретной зоны.
Расчетно-кассовая зона
В большей степени это явление характерно для магазинов самообслуживания, когда покупатель самостоятельно берет товар на витрине и подходит на кассу для его оплаты.
Особенно эффективным считается максимальное использование прикассовой зоны для размещения товаров, которые чаще всего покупают под влиянием импульса (шоколадные батончики, жевательная резинка, мятные пастилки и леденцы, зажигалки и т.д.).
Как оформить прикассовую зону, чтобы увеличить продажи >>
Однако, такая зона есть и в магазине «у дома», и в павильоне торгового центра, и, к примеру, в фотосалоне. В этой зоне располагается кассовый аппарат, терминал для безналичного расчета, подставка в виде пластикового «блюдечка» для расчета мелкими монетами и купюрами и т.д.оделиться мнением и обсудить статью в >>
Установочная зона (витрины, стенды, примерочные и другие конструкции)
По сути, это самая большая по площади зона. Именно здесь осуществляется вся основная деятельность покупателя по приобретению товара.
Располагаются примерочные, зеркала, пуфики для примерки обуви, манекены, выставочные образцы, полки и витрины с товаром, а также же все необходимое торговое оборудование, задействованное в работе магазина.
Покупатель может увидеть товар, взять его в руки, рассмотреть поближе, примерить, прочитать этикетку и ознакомиться с его особенностями.
- Оприходование товаров (серийные номера и маркировка) списание брака
- Печать складских и других документов.
- Массовая загрузка остатков из Excel.
- Контроль остатков в реальном времени (планирование закупок)
- Ускоренный процесс инвентаризации
- Автоматические заказы поставщикам
- Резервирование и печать этикеток
Попробуйте программу Бизнес.Ру для складского учета товаров в магазине. Вы сможете быстро оприходывать и списывать товар, контролировать остатки в режиме реального времени, легко инвентаризировать магазин, автоматически формировать заказы поставщикам исходя из продаж и многое другое. Попробуйте все возможности программы для складского учета Бизнес.Ру прямо сейчас >>
Важно! Установочная зона присуща и маленьким магазинам. Потому как даже в торговой точке размером 5 кв. м. можно увидеть аккуратные полки с товаром или небольшую витрину.
Например, павильон автозапчастей в крупном профильном торговом центре. На небольшой площади расположена стеклянная витрина, где каждый покупатель может рассмотреть необходимую деталь более подробно, а продавец подаст ее прямо в руки.
Правила оформления витрин в магазине одежды >>
Зона для деятельности персонала, работающего в зале
Если говорить о подобной зоне в небольшом магазине, то ею можно считать пространство, расположенное за прилавком, где находится продавец.
Если взять более крупный магазин, где присутствуют товары, расположенные на стендах, витринах, то тогда зона для деятельности персонала имеет более широкую локацию, потому как здесь кроме продавцов, работают мерчандайзеры и торговые представители.
Стандарты обслуживания покупателей в торговом зале >>
Зона для выкладки товара на витрины
Это зона, где в течение всего дня сотрудники магазина выкладывают товар на торговые полки и стеллажи. Как правило, она тоже отличается небольшой площадью.
В этой зоне могут находиться различные вспомогательные приспособления (тележки, подставки, разносы), на которых расположен товар, подлежащий дальнейшей выкладке.
В небольшом магазине такой зоной можно назвать прилавок, где расположен весь товар.
При этом, продавцу практически нет необходимости использовать дополнительные инструменты. Разве что подставить стул или небольшую лесенку.
Виды торговых стеллажей >>
Функциональная взаимосвязь помещений магазина
Особенно сильная и тесная взаимосвязь в магазине прослеживается между расчетно-кассовой зоной и установочной. По сути, это две самые важные и основные зоны. Именно здесь происходит основной процесс: выбор товара и его покупка.
Зона работы персонала в зале также функционально связана с зоной выкладки товара и установочной зоной. Поскольку сотрудник торгового зала выкладывает товар, передвигаясь по всей установочной зоне магазина.
Функциональная взаимосвязь характерна абсолютно для всех типов магазинов, независимо от их величины, товарного профиля и направления.
Особенно тесно она выражена в небольшом торговом павильоне. Прилавок с товарами – это одновременно установочная зона и зона работы персонала магазина, а кассовое оборудование на прилавке – это рассчетно-кассовая зона (яркий пример - магазин «У дома»).
Повышайте лояльность клиентов с помощью простой и понятной программы лояльности для магазина от Бизнес.Ру. Начисляйте и списывайте бонусы клиентам, копите для них скидки, устанавливайте специальные цены для владельцев карт, принимайте оплаты бонусами и многое другое. Попробуйте программу для учета товаров от Бизнес.Ру. с системой лояльности прямо сейчас >>
Правило золотого треугольника для магазина
Знаменитое в торговой среде правило, «классика жанра» и любимый инструмент маркетологов по всему миру. В большей степени правило характерно для магазинов самообслуживания разной величины (от минимаркетов до крупных гипермаркетов федеральных торговых сетей).
Основная суть этого правила и его главная идея – это расположить товары в магазине таким образом, чтобы максимально повысить уровень их продажи.
«Треугольником» в магазине принято называть 3 основные точки (вершины), в которых внимание сосредоточено больше всего.
Такими зонами считаются: зона при входе, самая крупная и важная витрина магазина и касса.